Игорь Артемьев намерен разделить ответственность за высокие цены на топливо с Сергеем Богданчиковым
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вчера обрушилась с критикой на «Роснефть» и ЛУКОЙЛ, сообщив, что выявила признаки нарушения ими антимонопольного законодательства: компании завышали цены на нефтепродукты, в частности на авиакеросин, что привело к кризису в авиационной отрасли. При этом ФАС особо отмечает, что государственная «Роснефть» фактически поставила свои интересы выше интересов страны. «Комиссия ФАС учла особый статус «Роснефти», выразившийся в большой доле государственного участия в ее капитале, а также уставную цель компании по извлечению максимальной прибыли, но посчитала, что желание извлекать максимальную прибыль должно быть соизмеримым с возможностями российской экономики. Поэтому комиссия ФАС приняла решение признать нефтяную компанию виновной в установлении монопольной цены и создании дискриминационных условий», -- сказал замруководителя службы Павел Субботин.
ФАС, по словам ее главы Игоря Артемьева, намерена завести еще одно дело в отношении «Роснефти» -- за то, что компания якобы
не снизила цены на топливо в октябре. Он отметил, что из СМИ узнал о том, что государственная компания планировала снизить цены на нефтепродукты с 1 ноября. "Сообщения делались, но мы не имеем официальной информации. Формально они нам должны ответить в течение месяца. У нас есть два решения: либо мы получим ответ от "Роснефти", либо будем решать, что делать", -- сказал г-н Артемьев.
В «Роснефти» слова руководителей ФАС вчера не комментировали. Источники же, близкие к нефтяной компании, уверены, что столь
резкая критика в отношении «Роснефти» санкционирована руководителями правительства, а потому позиции президента компании Сергея Богданчикова сейчас слабы как никогда. «Вопрос о его (и не только его) отставке поставлен уже несколько месяцев назад, -- говорит источник, знакомый с ситуацией. -- И критика компании со стороны ФАС -- это одно звено в цепи подготовки к кадровым перестановкам. Однако говорить о том, когда они состоятся, пока преждевременно». Аналогичную точку зрения «Времени новостей» высказал правительственный чиновник, пожелавший остаться неизвестным. А источники в «Роснефти» еще весной говорили, что высшие руководители компании, включая г-на Богданчикова, с приходом Дмитрия Медведева на пост президента страны готовятся к отставке.
Вчерашнее сообщение ФАС -- эхо июльского заседания правительства по вопросам развития нефтегазовой отрасли, на котором премьер-министр Владимир Путин подверг резкой критике службу за то, что она не противодействовала установлению в стране «самых высоких в мире цен на керосин». Тогда он пригрозил руководству ФАС «кадровыми решениями». В течение нескольких дней г-н Артемьев заявил о претензиях к «Газпром нефти», ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, «Роснефти» и «Сургутнефтегазу», которых заподозрил в нарушении антимонопольного законодательства. По мнению службы, компании вступили в сговор, чтобы поддерживать высокие цены на нефтепродукты, в то время как цены на нефть снижались.
Но затем выяснилось, что претензии к «Сургутнефтегазу», например, необоснованны -- его доля в оптовой торговле топливом оказалась слишком мала. Зато, как сказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в середине октября, служба наконец установила первых виновных в завышении цен на нефтепродукты -- ими оказались «Газпром нефть» и ТНК-ВР. В опубликованном тогда письме крупнейшим нефтяным компаниям приводился анализ мировых цен. Так, если в Америке оптовые цены на бензин за сентябрь снизились на 20%, в Европе -- на 14%, то в России -- лишь на 5%. Розничные цены на бензин в США упали на 9%, в Европе -- на 4%, а в России -- на 1%. «То, что не были обеспечены условия для приведения цен в соответствие с рыночной ситуацией, может стать основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства», -- предупредил тогда нефтяников г-н Артемьев. При этом ФАС фактически призналась в том, что поручение Владимира Путина, который требовал «разобраться с ценами в ближайшее время», так и не выполнено.
Как рассказали «Времени новостей» в ТНК-ВР и «Газпром нефти», никаких документов о признании их виновными в нарушении антимонопольного законодательства более чем за две недели в компании так и не поступило. Ждут официальных бумаг в «Роснефти» и ЛУКОЙЛе, которые были признаны виновными вчера. «Дождемся документов из ФАС и после их изучения будем действовать», -- заявили «Времени новостей» в компании Вагита Алекперова. «Наша компания действует строго в соответствии с российским законодательством. Никаких бумаг из ФАС мы еще не получили», -- указали в «Роснефти».
Решений о размере штрафа с оборота ФАС пока не приняла ни по одной из компаний. Правда, г-н Артемьев вчера пообещал, что они будут вынесены в течение двух недель: в службу приходят результаты мониторинга летних цен на нефтепродукты из регионов страны. «Мы считаем, что это миллиарды рублей», -- сказал он. При этом руководитель ФАС пожаловался на «непрозрачность» некоторых компаний, которые не идут на активный контакт со службой. Больше всего вопросов вызывает у г-на Артемьева поведение «Роснефти».
Впрочем, источник в государственной нефтяной компании говорит, что сама ФАС не ведет мониторинга цен, а потому не может понять, снижались они или нет. Ведь только на бирже в Санкт-Петербурге, где кроме «Роснефти» практически никто не торгует, цена авиакеросина с августа по октябрь снизилась на 29%, но государственная служба предпочитает этого не замечать.
Эксперты также утверждают, что вопрос цен на топливо давно приобрел политический характер. «Люди же покупают бензин по предлагаемой цене в прежних объемах, значит, она их устраивает. В чем же тогда вина нефтяных компаний?» -- недоумевает аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров. При этом он считает, что падение цен на нефть в мире вовсе не означает, что вслед за этим обязательно должна снизиться стоимость нефтепродуктов. «Российские нефтяные компании вертикально-интегрированные. Значит, если у них сейчас происходят потери в одном звене (то есть падает в цене нефть), они компенсируют его в другом -- за счет продажи нефтепродуктов», -- полагает аналитик.