|
|
N°59, 04 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мне необходима другая сторона»
Вчера в Киноцентре на Красной Пресне свои работы показала американская художница иранского происхождения (вариант: иранская художница, живущая в Америке) Ширин Нешат. Сегодня там же состоится ее мастер-класс. В коротких гастролях художницы по России, организованных американским фондом «СЕС--Международное партнерство», значатся еще Санкт-Петербург и Казань.
Несмотря на то что Ширин Нешат училась в Калифорнийском университете и живет в Нью-Йорке почти три десятка лет (с 1974 года), все ее работы посвящены Ирану и в широком смысле -- исламскому миру. Нешат стала известной после фотографий, сделанных в Иране в 1993-м. Женщины в традиционной черной одежде с автоматами казались страстными и жестокими, взрывали привычное представление о пассивной, покорной женщине Востока. Нешат ничего не выдумывала -- женщины действительно добровольно вступали в армию, чтобы сражаться с Ираком. С 1996 года Нешат занимается видеоартом. Видео кажется ей более сложным и поэтичным искусством, лишенным дидактики фотографии. В ее видеофильмах -- восточный мир, полный условностей и правил, жестко разделенный традицией на «женский» и «мужской». С Ширин НЕШАТ встретилась наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- Считается, что женщина на Востоке полностью подавлена обществом. Но у вас именно женщина совершает поступки...
-- Поскольку женщины находятся под наибольшим давлением, то их реакция на все происходящее очень сильна. Участие их во всех процессах, которые происходят сейчас в Иране, очень велико.
-- Ваши работы противопоставляют Восток -- Западу, женщину -- мужчине. Какие противоречия кажутся вам более глубокими -- политические, религиозные, социальные?
-- Не знаю. Для меня важнее всего существование самих противоречий. Мне необходима другая сторона, иные ценности, чтобы показать предмет, рассказать о том, что меня интересует. Тогда работа кажется более провокационной и интересной. Мужчины появляются в моих работах только как противоположность женщине. Так же Запад необходим мне, чтобы полнее выразить Восток.
-- Где вы сами в этой ситуации?
-- Я не принадлежу ни одной стороне и нахожусь где-то между цивилизациями. Я наблюдатель, делаю то, что хочу, что мне интересно. Я не претендую на то, чтобы знать все, я не эксперт. Люди иногда ждут от меня большего.
-- Трудно ли быть посторонней?
-- В Иране некоторые художники считают, что мне повезло: взгляд на вещи со стороны более точен. К тому же меня не контролирует правительство. Но иногда в Иране меня упрекают в том, что я посторонняя и чего-то не знаю.
-- А фундаменталисты? Их не возмущает ваше творчество?
-- Они просто не подозревают о моем существовании.
-- Что изменилось в отношении к исламскому миру после 11 сентября и как это отразилось на вас?
-- Всегда было непонимание с обеих сторон. Оно возникало даже на уровне языка. Сейчас все противоречия достигли наивысшей точки, и каким-то образом это проявится в том, что я делаю. Но не впрямую. Потому что мои работы -- это не свидетельство и не репортаж, а очень личное восприятие мира.
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ