П
оставкам российского природного в Германию и Западную Европу исполняется 35 лет. Вчера в Мюнхене торжественно отметить это событие собрались известные политики, бизнесмены, а также ведущие представители двух компаний-юбиляров -- российского «Газпрома» и крупнейшей немецкой газовой компании E.ON Ruhrgas. Во многом благодаря их кооперации и стал возможен 1 октября 1970 года торжественный пуск первого российского газа в западном направлении через компрессорную станцию в Вайдхаусе, крошечном населенном пункте на чешско-германской границе в Баварии. С тех пор германская газовая компания импортировала в общей сложности более 520 млрд кубометров сибирского природного газа.
E.ON Ruhrgas теперь становится не только импортером и европейским дистрибьютором газа из России, но еще и его производителем. Стало это возможным благодаря подписанию в Санкт-Петербурге договора между E.ON Ruhrgas и «Газпромом»
об участии в совместной разработке Южно-Русского газового месторождения. «Благодаря этому проекту мы укрепим наше многолетнее сотрудничество и внесем важный вклад в надежное снабжение Германии и Европы природным газом», -- отметил вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель правления E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг. Когда Южно-Русское месторождение заработает в полную силу, E.ON Ruhrgas сможет в общей сложности довести свою собственную добычу газа по меньшей мере до 10 млрд кубометров в год.
Г-н Ройтерсберг вчера особо подчеркнул, что и в долгосрочной перспективе «Газпром» как одно из крупнейших в мире газодобывающих предприятий будет играть одну из центральных ролей: «Россия и впредь будет одним из гарантов энергоснабжения Европы. Такие проекты, как строительство газопровода «Северный поток», электростанции в Любмине или долевое участие E.ON в Южно-Русском месторождении, приведут к взаимовыгодному расширению германо-российского сотрудничества в области энергетики. Надежность, активность и партнерство и впредь будут факторами успеха в нашем сотрудничестве с «Газпромом»... Мы сейчас работаем над 30 проектами совместно с российским концерном».
При этом, отвечая на вопрос «Времени новостей» о том, необходимо ли немецкой компании создание «газовой ОПЕК», г-н Ройтерсберг ответил: «Нашим ключевым бизнесом остается закупка природного газа на основе стратегии диверсификации. Однако имеет место снижение собственной добычи в границах ЕС, поэтому нам необходимо искать новые источники поставок. Эту нашу стратегию мы реализуем, в частности, с нашим российским партнером «Газпромом», который стремится освоить новые формы работы в Европе. Мы стремимся к собственному производству относительно небольших объемов газа -- около 10 млрд кубометров в год. Поэтому не думаю, что у нас появится необходимость в участии в «газовой ОПЕК», если таковая вообще когда-то появится. Возможно, у такой организации будет больше прав на существование, когда возникнет мировой рынок сжиженного природного газа. От возможных нежелательных для импортеров последствий деятельности организации производителей газа мы застрахованы прежде всего долгосрочными договорами и существующей практикой привязки цен на природный газ к нефтяным ценам. В адрес этой практики слышится также достаточная порция критики. Хочу сказать, что привязка к ценам на нефть, как говорят, не изваяна в камне. Об этом можно спорить, но ничего лучшего для ценообразования в газовой отрасли пока не придумано».
Вчера в приветственных речах непосредственных участников кооперации много говорилось о взаимовыгодной кооперации, испытанной временем. Стало уже достаточно банальным утверждение, что российские газовики за все 35 лет ни разу не отступили от принятых на себя договорных обязательств. В производственной жизни обеих компаний это означает, что давление в трубах газопроводов все это время оставалось, как говорится, в «зеленом диапазоне». Таким оно было и в годы «холодной войны», и во времена нефтяных кризисов, и в годы распада Советского Союза. «Даже во время политических кризисов мы могли положиться на наших российских партнеров», -- заметил г-н Ройтерсберг. При этом он добавил, что и E.ON Ruhrgas также все эти годы последовательно выполнял свои договорные обязательства, несмотря на такие явления, как колебания спроса на газ. И ни разу партнерам не пришлось обращаться в арбитражный суд -- единственным путем решения всех возникавших деловые вопросов были переговоры. «Это настоящее партнерство», -- подчеркнул глава E.ON Ruhrgas.
подверстка
Германский энергетический концерн E.ON может снизить цены на природный газ в начале следующего года, если стоимость нефти останется на нынешнем уровне, заявил главный исполнительный директор компании Вульф Бернотат в интервью Financial Times Deutschland. Но в начале декабря концерн повысит цены на топливо, используемое для обогрева домов, поскольку ранее в этом году стоимость нефти росла. Привязка цен природного газа к ценам нефти -- в интересах потребителей, поскольку ограничивает возможности крупных поставщиков увеличивать стоимость газа, заявил он.
ИНТЕРФАКС-АГИ