Премьер-министр Владимир Путин вчера провел совещание по экономическим вопросам -- по типу еженедельных совещаний у президента. Состав участников был почти тем же, обсуждаемые проблемы одинаковые -- кризис. На этот раз премьер постарался убедить бизнес, что вмешательство государства в экономику носит временный характер.
У Путина были шансы убедить бизнес лично: его участие ожидалось в ежегодной конференции банка
UBS, открывшейся вчера в Москве. Однако премьер на конференции так и не появился и подводил промежуточные итоги явления, похожего на кризис, в своей резиденции «Ново-Огарево», куда съехались все восемь вице-премьеров, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, помощник президента Аркадий Дворкович, глава Центробанка Сергей Игнатьев, председатели Внешэкономбанка, Сбербанка, и ВТБ Владимир Дмитриев, Герман Греф и Андрей Костин.
«Сегодня мы продолжим серию обсуждений, посвященных как текущим, так и стратегическим проблемам развития российской экономики в условиях известных проблем, с которыми сталкивается мировая финансовая система», -- открыл совещание г-н Путин.
Премьер напомнил, что в последнее время
были оперативно приняты меры по защите финансовой системы -- «за счет государственных ресурсов» была предоставлена дополнительная ликвидность банковскому сектору. Но с условием. «Банки должны направить эти средства на кредитование экономики по нормальным, рыночным ставкам -- хочу обратить на это внимание представителей финансового сектора, которые здесь находятся, -- особо обратился премьер к банкирам. -- По рыночной -- не значит спекулятивной ставке для извлечения сверхприбылей». А Минфин и ЦБ «должны жестко контролировать соблюдение такого условия, необходимые поручения уже даны, надеюсь, они будут исполнены». Впрочем, слово «надеюсь» было произнесено скорее для приличия: вряд ли кто-то решится игнорировать поручения премьера.
Из речи г-на Путина следовало, что поддержание банковского сектора перестало быть самоцелью, как это было в начале кризиса, который тогда еще называли «кризисом ликвидности». «Нам крайне важно обеспечить устойчивую работу ключевых отраслей реального сектора экономики страны. Прежде всего имею в виду строительство, системообразующие предприятия розничной торговли, сельское хозяйство, малый бизнес, оборонно-промышленный комплекс, нефтяную промышленность», -- перечислил проблемные секторы поименно глава правительства. И сказал, что они могут рассчитывать на «другие стабилизационные меры, их практическая реализация уже начата либо начнется в ближайшее время».
Часть этих мер г-н Путин тут же и озвучил: в строительстве -- это выкуп домов высокой степени готовности для того, чтобы обеспечить жильем военнослужащих, расселить аварийное жилье, поддержка ипотечного кредитования путем увеличения уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). В сельском хозяйстве -- увеличение уставных капиталов Россельхозбанка и "Росагролизинга", компенсация за удорожание ГСМ. В малом бизнесе -- увеличение масштабов поддержки за счет федерального бюджета, что пока только обсуждается, но премьер отдельно попросил ускорить процесс и подготовить предложения Минэкономразвития по этим мерам. Нефтяную отрасль ожидает снижение налогового бремени.
«Безусловно, поддержка финансовой системы и реального сектора экономики потребует значительных бюджетных расходов», -- признал премьер. По словам г-на Путина, объем потраченных бюджетных средств должен быть «адекватен масштабу возникающих проблем» -- «полумеры результата не принесут». С другой стороны, по словам премьера, «мы не вправе выйти за рамки существующих бюджетных ограничений». Эту дилемму предлагается решать путем «повышения эффективности бюджетных расходов -- как дополнительных, так и текущих».
«Принимаемые правительством стабилизационные меры направлены на то, чтобы минимизировать влияние глобального финансового кризиса на российскую экономику», -- успокоительно заявил глава правительства. «Многие из них носят не вполне типичный для рыночной экономики характер, -- признал он. -- «Но в такой же логике действуют и наши зарубежные партнеры. Однако хотел бы подчеркнуть -- нашей задачей не может быть и не будет огосударствление российской экономики. Расширение присутствия государства в экономической жизни -- мера вынужденная и временная, рассчитанная на период нестабильности в мировой экономике в том числе».
По словам премьера, в стратегическом плане обеспечивать устойчивый экономический рост все же предстоит частному бизнесу: «Мы по-прежнему делаем ставку на стимулирование частной инициативы, на создание благоприятных условий для привлечения инвесторов -- как отечественных, так и иностранных». «Все наши действия мы должны оценивать не только с точки зрения решения сиюминутных задач, но и тщательно анализировать их долгосрочные последствия для российской экономики», -- призвал премьер собравшихся.