Крупнейшая нефтегазовая компания Западной Европы Royal Dutch Shell объявила, что в июле 2009 года ее возглавит новый руководитель.
Вместо достигшего пенсионного возраста еще в прошлом году Йеруна ван дер Вира пост исполнительного директора займет Петер Фосер, уже четыре года курирующий финансы корпорации. «Я рад объявить Петера Фосера следующим главным исполнительным директором Royal Dutch Shell, -- заявил глава совета директоров компании Йорма Оллила. -- Петер обладает опытом, профессиональными и лидерскими качествами, чтобы вести Shell вперед, основываясь на сильных позициях, завоеванных при Йеруне ван дер Вире». Рынок позитивно отреагировал на новость -- акции компании на Лондонской бирже подскочили сразу на 11%.
Голландец ван дер Вир стал у руля Royal Dutch Shell в сложные для компании времена. Прежний руководитель -- британец Филлип Уоттс -- с несколькими топ-менеджерами был с крупным скандалом изгнан с должности в марте 2004 года. Его уличили в завышении запасов компании, в результате чего Shell попала под штрафные санкции регуляторов, а ее капитализация резко обвалилась.
По оценкам ряда экспертов, выбор г-на Фосера, швейцарца по происхождению, неслучаен для компании, которая имеет две «родины» (Нидерланды и Великобританию) и соответственно две национальные группы влияния. Его кандидатура, вероятно, устроила обе группы. Тем более что он, работая в Shell с 1982 года, сумел избежать пятна на репутации после истории с липовыми запасами. В 2002 году он покинул нефтегазовую корпорацию ради поста финансового директора швейцарской консалтинговой группы Asea Brown Boveri (ABB). Но в октябре 2004 года был приглашен назад в команду г-на ван дер Вира.
Впрочем, правление уходящего на пенсию голландца также не обошлось для нефтегазового гиганта без потерь. Под давлением российских властей Royal Dutch Shell была вынуждена продать за 4,1 млрд долл. 27,5% плюс одна акция в проекте «Сахалин-2». А со следующего года, когда заработает завод по экспорту сжиженного газа на Сахалине, она должна будет уступить и оперативный контроль российскому монополисту. Это больно ударило в том числе и по запасам британо-голландской компании -- она лишилась значительной части своих запасов углеводородов в России (или около 140 млрд кубометров газа).
Кроме блокирующего пакета в сахалинском проекте у Royal Dutch Shell в России остается 50% в совместном предприятии с Sibir Energy, которое разрабатывает Салымскую группу месторождений с запасами около 150 млн тонн нефти.