Калининградская область после долгих мытарств обрела-таки новую Общественную палату (ожидалось, что это будет сделано еще в январе). В начале нынешней недели состоялось ее первое заседание, которое продемонстрировало умилительное единение чиновников и «общественников». Что недвусмысленно дало понять калининградцам, какая роль в жизни региона отведена этому институту гражданского общества.
Общественная палата в Калининградской области появилась задолго до того, как на федеральном уровне была создана аналогичная структура, -- еще в 2001 году. Опыт именно ее работы впоследствии лег в основу формирования палат в иных регионах России. В течение пяти лет Калининградская общественная палата (КОП) действовала довольно активно. Нельзя сказать, что свою задачу в системе сдержек и противовесов она выполняла на сто процентов, но определенную пользу все же приносила. Последние два года работа палаты сошла на нет. В 2006 году калининградский губернатор Георгий Боос отменил действовавшую до него практику ежегодного выступления главы региона с посланием о социально-экономическом развитии области. КОП рискнула выступить против этой идеи, однако ее мнение учтено не было. А чуть позже во фракции «Единая Россия» в областной Думе решили, что неплохо бы Общественную палату реформировать. В областном правительстве на эту идею с радостью откликнулись. Была начата работа по созданию «палаточного» закона -- прежде нормативно-правового документа, регулировавшего деятельность такой структуры, не существовало.
Закон появился достаточно быстро, во многом он оказался калькой с федерального аналога. Его соль в том, что отменялся прежний заявительный характер формирования КОП -- раньше в ней «членствовали» представители более 250 региональных общественных организаций. Теперь же лишь те, кого предложат власть (12 человек от губернатора, по шесть от областной Думы и муниципальных образований) и координационный совет «старой» палаты (еще 12 человек). По истечении нескольких лет планируется ввести иной механизм: дюжина от губернатора, затем эти люди отбирают 12 представителей от российских, межрегиональных и региональных общественных объединений, а потом вместе еще 12 от местных. Окончательная численность КОП -- 36 человек.
Чиновникам пришлось изрядно попотеть, выстраивая отношения с «общественниками», дабы те не обвинили власть во вмешательстве в дела гражданского сектора. Идеально все сделать, однако, не удалось -- периодически ситуация обострялась настолько, что несколько видных членов КОП грозили, если власть не ослабит свой нажим, созвать альтернативную Общественную палату.
В минувший понедельник новая палата все же собралась на свое первое заседание. Из 36 человек присутствовали 34 -- одна "общественница" была в командировке, а другого еще предстояло доизбрать. Состав присутствовавших весьма разношерстен, что, пожалуй, можно отнести к плюсам, -- молодежь и ветераны, бизнесмены и профсоюзный лидер, ученые и врачи, казак и кавээнщик, военные и почетные граждане города, противница игорной зоны и епископ РПЦ, журналист и музейщики, есть даже представитель литовской диаспоры. Поприветствовать их пришел губернатор Георгий Боос вместе с председателем областной Думы Сергеем Булычевым.
Г-н Боос сообщил, что прежняя Общественная палата была, так сказать, тренировочной -- «предтечей к созданию нынешнего полномасштабного института гражданского общества». Теперь же все будет по-взрослому, с КОП станут советоваться и, возможно, даже доверят право законодательной инициативы. «Общественная палата должна стать органом, который будет вовремя предостерегать власть от совершения ошибок -- тактических и, наверное, даже стратегических», -- напутствовал собравшихся г-н Боос.
Затем он передал слово старейшему члену КОП -- ветерану Великой Отечественной войны Борису Глыбину, которому предстояло вести заседание до избрания председателя. Он справился с поставленной задачей -- собравшихся именовал исключительно «товарищи», говорил по-военному четко, громко и стоя. Регламент утвердили за несколько минут. «Оперативно мы идем, товарищи!» -- заметил товарищ Глыбин. И приступил к самому важному вопросу -- выборам председателя.
Слухи о том, кто возглавит КОП, ходили разные. Источники «Времени новостей» называли две наиболее вероятные кандидатуры -- ректора Российского государственного университета имени Иммануила Канта Андрея Клемешева и вице-президента регионального Союза промышленников и предпринимателей Гария Чмыхова. Верным оказался второй вариант -- именно кандидатуру г-на Чмыхова выдвинул так называемый совет старейшин КОП. Гарий Дмитриевич, имеющий торфяной бизнес и не любящий публичность, уже долгое время занимает видное место в региональной элите. Причем это почему-то мало зависит от изменений местной политической конъюнктуры. Г-н Чмыхов был заместителем губернатора Юрия Маточкина, работал советником по экономике у губернатора Владимира Егорова, а теперь у губернатора Георгия Бооса входит в руководство совета по экономической политике.
И надо же так совпасть мнениям «старейшин», что именно Гария Дмитриевича они захотели видеть своим председателем. Были для альтернативы озвучены и иные кандидатуры, но все взяли самоотвод. «Товарищи! -- говорил ветеран Глыбин голосом, который не мог бы заглушить, пожалуй, даже гром. -- Есть другие кандидатуры? Нет? Голосуем! Единогласно!»
Г-н Чмыхов пообещал, что оказанное доверие постарается оправдать. Одним из первых вопросов, которые ему предстояло решить в новой должности, стало утверждение положения об удостоверении члена КОП. Калининградские общественники стали думать, кто же должен подписывать «корочки», -- решили, что это необходимо сделать председателю. Неожиданно подал голос молчавший до этого председатель областной Думы Сергей Булычев: «Может быть, губернатор подпишет удостоверения? Если согласится, конечно». Губернатор визирует удостоверения членов структуры, которая призвана быть максимально независимой и объективной, выполняя функции «народного контроля» за работой власти, -- никому и в голову не пришла мысль о печальной комичности ситуации. Наоборот, многие закивали головами, а кто-то даже крикнул: «Солидно!»
Георгий Боос сказал, что раз его просят, то отказать он не может. Вопрос был решен положительно, первое заседание завершилось, настало время для торжественного момента -- совместного фотографирования с главой региона. Образовалась даже небольшая давка -- многим «общественникам» хотелось быть к губернатору поближе. «Улыбайтесь», -- просил их г-н Боос. И они улыбались.