Берлин сегодня с грустью прощается с легендарным столичным аэропортом Темпельхоф. В 21.50 с его взлетной полосы в небо поднимется самолет местной авиакомпании «Сиррус Эрлайнз», вылетающий в Мангейм. На этом в 85-летней истории воздушной гавани в самом центре столицы Германии будет поставлена точка. Еще весной прошлого года, преодолев волну общественных протестов, городские власти решили закрыть аэропорт.
Легендарный Темпельхоф был первым европейским аэропортом с регулярным транспортным сообщением. Именно отсюда германская авиакомпания «Дойче Люфтганза» совершила в 1926 году первый рейс в швейцарский Цюрих. Однако существуют также свидетельства, что 8 октября 1923 года рейхсминистерство транспорта выдало аэропорту временное разрешение, после чего были совершены полеты из Берлина в тогдашний Кенигсберг. Позже летное поле стали использовать дирижабли, в 30-е годы по объему потока пассажиров берлинский Темпельхоф оставил позади аэропорты Парижа, Амстердама и Лондона.
В 1934 году через Темпельхоф прошли 200 тыс. авиапассажиров. Нацисты принялись за реконструкцию аэропорта со свойственной им гигантоманией. Архитектор Эрнст Загебиль спроектировал новый комплекс зданий и технических сооружений, которые были в состоянии за год обслужить до 6 млн пассажиров. Между 1937 и 1941 годами в Темпельхофе был выстроен новый аэропортовый комплекс, включавший изогнутое главное здание длиной 1230 метров.
После войны аэродромом заведовала американская военная администрация, все гражданские рейсы были прекращены. В 1948 --1949 годах во время советской блокады Западного Берлина американцы доставляли в Темпельхоф по «воздушному мосту» все необходимое для жителей города: продукты, топливо, ширпотреб. В 1950-м аэропорт вернули немецким властям для гражданского использования, однако пару лет спустя в Западном Берлине начали сооружать новый крупный аэропорт Тегель.
После падения Берлинской стены столица получила третий аэропорт -- восточноберлинский Шенефельд. Еще в 90-е годы берлинский сенат совместно с землей Бранденбург принял решение о строительстве нового единого столичного аэропорта Берлин Бранденбург Интернациональ на базе Шенефельда. Будущее Темпельхофа 27 апреля нынешнего года было вынесено на городской референдум. Сторонники сохранения воздушного сообщения из комфортно расположенного в центральной части города аэропорта оказались в меньшинстве. Защитники Темпельхофа предлагали сохранить его для обслуживания индивидуальных платежеспособных пассажиров, совершающих эксклюзивные чартерные рейсы либо полеты на частных самолетах. Противников не устраивало то обстоятельство, что дотации на деятельность VIP-аэропорта предлагалось, как прежде, выделять за счет городского бюджета, то есть налогоплательщиков.
Какая судьба ждет Темпельхоф, занимающий более 380 га столичной земли? Городское правительство объявило конкурс идей. До сих пор речь шла о возможном размещении там Центральной земельной библиотеки с ее 3,3 млн книг. Столичный футбольный клуб «Герта» призывает соорудить там крупный стадион, киношники ратуют за еще одну полномасштабную студию -- наряду с потсдамским Бабельсбергом и берлинским Адлерсхофом. Есть предложения и о переносе туда ряда музеев -- в частности, музея техники. Дизайнер моды Вольфганг Йооп ратует за «эксклюзивный» торговый центр с гигантским увеселительным парком на бывшем летном поле: «Темпельхоф должен быть прекрасным звонким местом, по-настоящему радикально художественным».