Ханс Йорг Хабер: Наших сил достаточно для патрулирования внутри Абхазии и Южной Осетии
В начале нынешней недели по инициативе России на консультативном заседании Совета Безопасности ООН обсуждался вопрос о «продолжающихся провокационных действиях Тбилиси в зонах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии». Российские дипломаты выразили озабоченность «наращиванием грузинского полицейского присутствия вблизи югоосетинских и абхазских границ, развертыванием там полевых лагерей, спецназа MBД Грузии, тяжелых вооружений и превышающего оговоренный уровень количества наблюдательных постов». Москва призвала ЕС выполнить взятые на себя обязательства и на деле обеспечить гарантии неприменения Грузией силы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Ранее глава МИД России Сергей Лавров обвинил миссию наблюдателей ЕС в Грузии в недостаточном внимании к активизации грузинских силовиков: «Такое легкое отношение к происходящему в этих районах нас настораживает. Это опасная игра с огнем. Такая деятельность грозит привести к новым столкновениям».
Миссия Евросоюза приступила к патрулированию в Грузии 1 октября, у нее есть четыре офиса -- в Тбилиси, Поти, Зугдиди и Гори. Наблюдатели выезжают на инспекции группами на двух бронированных автомобилях. Патрулирование ведется и в ночное время. Центральный офис миссии расположен в грузинской столице на территории бывшей Крцанисской правительственной резиденции -- в здании, где прежний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе принимал высоких гостей и давал приемы. На вопросы «Времени новостей» ответил глава миссии, 55-летний немецкий дипломат Ханс Йорг ХАБЕР.-- Вы согласны с критическими замечаниями российского министра иностранных дел?-- Нет, потому что хотелось бы получить конкретную информацию о том, что Сергей Лавров имел в виду: имена, районы, время... После этого мы готовы по самым высоким стандартам расследовать каждое такое обращение.
-- Отмечают ли ваши наблюдатели активизацию грузинских силовиков близ Абхазии и Южной Осетии?-- У нас есть договоренность с МВД Грузии, нас информируют о количестве полицейских и спецназовцев, которые размещены в прилегающих к Абхазии и Южной Осетии районах. Нарушения численности мы не зафиксировали.
-- Возможна ли новая конфронтация?-- По нашим оценкам, напряжение не очень высоко. При этом у сторон нет точной информации о том, какой режим установлен на административных границах, кого пропускать, а кого нет, разрешать ли торговлю. Мы здесь для того, чтобы не допустить нового противостояния, и надеемся, что справимся с этим, способствуя доверию. Пока наш мандат действителен до 20 сентября 2009 года.
-- Сколько наблюдателей несет службу, есть ли необходимость увеличения их численности?-- В миссии, годовой бюджет которой составляет 36 млн евро, находятся 224 наблюдателя из 22 стран Евросоюза. Мы считаем, что этого достаточно не только для выполнения сегодняшних задач, но и для патрулирования внутри Абхазии и Южной Осетии -- если нас туда пропустят.
-- По-вашему, мандат миссии распространяется и на территории Абхазии и Южной Осетии?-- Да, на всю территорию Грузии. Страны ЕС не признают независимости Абхазии и Южной Осетии.
-- Сухуми и Цхинвали заявляли, что они не пустят к себе европейских наблюдателей...-- Все стороны должны быть заинтересованы в расследовании происшествий. Я считаю, что в этом заинтересованы также Абхазия и Южная Осетия, если это происходит на их территориях. Мы готовы делать это. Сейчас мы контактируем с представителями руководства Южной Осетии и, возможно, такое сотрудничество приведет к нашему патрулированию в Южной Осетии. Мы хотим организовать такие контакты и с Абхазией.
-- Как вы в целом оцениваете выполнение плана Медведева--Саркози?-- Он выполнен не до конца, так как Россия не отвела военных на позиции, которые те занимали до начала войны. План выполнен частично, российские войска выведены из того, что называлось зонами безопасности. Надо продолжать переговоры.
-- 18 ноября в Женеве должен состояться новый раунд переговоров по безопасности в Закавказье. Первый раунд в середине октября фактически завершился провалом. Как вы относитесь к перспективам этих контактов?-- Скажем так: наша миссия -- это первый этаж, встречи в Женеве по статусу и беженцам -- второй. Наше дело -- стабилизировать ситуацию, а нормализация поможет женевскому процессу. Мы поддерживаем регулярную связь со спецпредставителем ЕС по Грузии Пьером Морелем, который сейчас готовит новую встречу в Женеве. Надеемся, что она состоится.
-- Присутствуют ли ныне международные наблюдатели в Абхазии и Южной Осетии?-- В Абхазии есть наблюдатели ООН, их мандат был продлен на четыре месяца в середине октября. В Южной Осетии располагавшаяся там до войны миссия ОБСЕ сейчас не работает. Ожидается, что ее мандат будет обновлен в декабре.