Большинству российских компаний -- разработчиков программного обеспечения выгодней развиваться за границей, а не на родине. Если налоговые начисления на заработную плату возрастут, компании будут вынуждены эмигрировать, развивая бизнес за рубежом
. Эту мысль попытались донести до президента и правительства отчаявшиеся бизнесмены на пресс-конференции, состоявшейся в рамках выставки "Инфоком 2008".
Идея спасения отрасли от провала в конкурентной борьбе с программистами из Индии, Китая, Ирландии, Израиля, Венгрии и пр. стран, к которому может привести введение правительством страховых взносов, принадлежит группе энтузиастов, выступившей от лица всей российской индустрии программного обеспечения. Среди них -- шесть руководителей крупнейших софтверных компаний, а также Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиями и связи.
Цена вопроса -- 8% разницы между нынешним размером единого социального налога -- ЕСН (26%) и страховыми взносами(34%), которыми предполагается заменить ЕСН с 2010 года. До конца текущего года у IT-компаний еще есть шанс убедить правительство не топить IT-индустрию принятием этого налога, а принять для нее вместо этого налоговый спецрежим. Дело в том, что софтверные компании из Индии и Китая обладают на родине налоговыми, преференциями и за счет этого их продукты являются на мировом рынке более конкурентоспособными.
Представители отрасли призвали власти отнестись к IT-рынку как к малому бизнесу и освободить IT-компанию, вне зависимости от ее размера, от уплаты НДС, налога на имущество, прибыль, ЕСН и других вычетов, заменив их 6-процентным единым налогом. Это будет, по сути, лишь видимость преференции: IT-компании имеют самую высокую составляющую стоимости рабочей силы в себестоимости продукции. Проще говоря, главная статья их расходов -- зарплата. Именно она и облагается ЕСН. Ничего подобного нет ни в машиностроении, ни тем более в "нефтянке".
Налоговая бомбежкаIT-индустрия подвижна -- ее активы заключены не в заводах или месторождениях, а в людях и знаниях. Ничто не мешает IT-компаниям быстро, практически без остановки производства, сменить Россию на другое государство, которому можно платить такие налоги, которые не ведут к потере конкурентоспособности на мировом рынке.
"При предложенных условиях мы не только лишаемся льготы (предусмотренный для крупных компаний-экспортеров ПО. --
Ред.), но и получаем дополнительное обременение", -- сообщил присутствующим генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин.
"Рынок так устроен, что выбирает место, где ему удобней, -- подхватил президент Exigen Services в Восточной Европе Николай Пунтиков. -- Мы будем развиваться в Восточной Европе -- словом, не пропадем. Может быть, в этом и состоит особый путь России?"
Старший вице-президент EPAM Systems Анатолий Гавердовский не отстал от коллег: "Мы можем уйти в постсоветские страны и заморозить развитие в России". По мнению г-на Гавердовского, точкой роста будет Белоруссия с ее Парком высоких технологий и очень эффективной налоговой политикой, принятой исключительно ради развития IТ-индустрии.
Подобных механизмов много, считает г-н Гавердовский. Они известны, но при этом не применяются в России. Один из них -- отсутствие принципа территориальности при создании инновационных зон. Таких, как в Белоруссии и в США, например.
Другую форму поддержки отрасли предложил генеральный директор компании Spirit Андрей Свириденко. По его словам, такие компании, как его, вполне могли бы заменить на своей же родине американских поставщиков софта.
К нему тут же присоединился и генеральный директор ABBYY Сергей Андреев. Он заявил, что хотя диверсификация и спасает его компанию от кризиса, ей все равно не так уж хорошо. А благодаря решению правительства о страховых взносах его компания вместе с остальной отраслью попадет в очень сложное положение. "Изменение с 26 до 34% эквивалентно 10-процентному повышению налога с оборота. Это не поддержка, а бомбежка", -- резюмировал г-н Андреев.
И бизнес чуть ли не хором попросил единственного представителя власти -- г-на Пономарева -- об одном: или оставить, как есть, или все-таки ввести долгожданный налоговый спецрежим.
Цена потерьСидевший в плотном кольце представителей бизнеса депутат Илья Пономарев для начала объяснил, что кризис в России даже не думал начинаться, особенно в сравнении с тем, что происходит на Западе. У нас все еще впереди. "Нынешний кризис может быть глубже, чем в 1998 году", -- говорил депутат, явно противореча словам премьера Путина, накануне убеждавшего население, что кризиса в стране нет.
Генеральный директор компании Spirit Андрей Свириденко попытался все же развернуть разговор от кризиса к реальным проблемам IT-рынка. К таким он отнес независимость российского рынка от американского софта и "железа". "Мы экспортируем софт в 80 стран мира, и там нам приходится конкурировать не только с американцами, но и с местными игроками, -- пожаловался предприниматель. -- Мы хотим работать и в России, но здесь не можем получить поддержки".
Внимательно выслушав, Илья Пономарев предпочел не развивать тему поддержки отечественного софта и, наконец, перешел к теме нового налога. По словам г-на Пономарева, самое страшное во всей ситуации -- отсутствие ответственного за то, что произойдет с отраслью. Спросить, по сути, не с кого.
Власти своими руками превращают перспективную отрасль экономики в неконкурентоспособную -- таков главный результат обсуждения. Большинство присутствующих -- математики по образованию. Им очень легко подсчитать: с точки зрения бюджета, потери при введении специального налогового режима для отрасли малы (если они вообще есть). Но с точки зрения отрасли потери, которые сулит замена ЕСН страховыми взносами, критически важны.
Сегодня IT-компании -- это всего лишь 1% от всех компаний, зарегистрированных в России. Для сравнения: в Японии, США и Западной Европе доля IT-компаний составляет 50--60%. Это значит, что наша IT-отрасль пока что маленький ребенок. Ребенок, которому могут и не дать вырасти.
Подготовлено совместно с iToday.ru