Время новостей
     N°202, 30 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2008
Холестерин как метафора
«Жирная выставка» в галерее Ravenscourt
С тех пор как гомеровский Агамемнон возжигал Зевсу на алтарях «тельчие туки и бедра», утекло очень много времени, жир перестал торжественно именоваться «туком» и утратил родство с такими возвышенными субстанциями, как благовония, елей и т.п. Теперь им с богами не делятся, едят сами, но при этом сетуют на вред для здоровья, а также часто поминают в переносном смысле, естественно, тоже в негативно-ироническом ключе.

Что-то очень ироническое и критическое слышится уже и в названии проекта артгруппы Еликука -- «Жирная выставка».

В залах московской галереи Ravenscourt, которой руководит Максим Боксер, артдуэт представляет инсталляции и объекты, внешне очень сдержанные, но с первого взгляда видно, что с подвохом. На застывших морских волнах, созданных из черной полиэтиленовой пленки (а что? Феллини тоже часто делал море из целлофана), в разных медицинских, химических или напоминающих таковые банках расположились селедки, скумбрии и прочие образцы солено-копчено-рыбицы, плавающие в желтой жидкости, скорее всего в растительном масле. Для зрителя, мало-мальски осведомленного, сразу очевидна ироническая цитата, пародия на одного из самых успешных современных мировых художников, британца Демиана Херста. Можно даже углядеть едва ли не обличение некогда провокационно-критического художника, который вместе со своим изначальным критицизмом и знаменитой акулой в формалине превратился теперь в обычного коммерческого «жирнягу».

Нечто менее конкретно-адресное, но не менее обличительное можно усмотреть в инсталляции «Жирные камни». Настоящие тяжеленькие камни, блестящие от щедро покрывающего их маргарина или чего-то подобного, лежат на полу на большом черном квадрате все того же полиэтилена, окаймленного кружевом. Вот во что, почернев, преобразился традиционный рушник с вышитой каймой, на котором обычно подносят хлеб-соль. Вместо этого камни-жир. Впрочем, от жира камни не становятся съедобнее.

И наконец, по стенам развешаны черные бархатные прямоугольники в золоченых, «музейных» рамах, а на них разного цвета и формы усы. Тут уже все не так очевидно. Конечно, усы -- это тоже символ некоего успеха и превосходства. К тому же еще и «по усам текло, но в рот не попало», правда, то был не жир. Еще совсем не так давно, какие-нибудь полвека назад, многие «жирные» хозяева жизни, всякие начальники носили усы (усики, усища). Хотя в наше время усы -- символ не столь очевидный, даже несколько анахроничный, граничащий с китчем. Не всем идет. Для пущей убедительности художники пришли на открытие выставки с приклеенными усами.

Название группы Еликука образовано от фамилий входящих в нее художников Олега Елисеева и Евгения Куковерова. В нем слышны отголоски истории капитана Кука, съеденного тихоокеанскими дикарями. Один посетитель выставки даже предположил, что вся она своего рода пересказ этой истории. Вначале плавание по морям -- вот волны и рыбы, потом географические открытия -- вот каменистые архипелаги, а вот и усы -- все, что осталось от капитана Кука.

Именно такую историю художники рассказывать, конечно, не собирались. Может быть, даже вообще никакую не собирались. Еликука не те художники, которые рассказывают или иллюстрируют истории. Происходя из мира подростковой субкультуры, альтернативной музыки и перфоманса, они уже не первый год представляют на разных смотровых площадках странные провокационно-интерактивные объекты и инсталляции. Самые известные из них -- это выполненные еще в расширенном составе под артбрендом Наливка-Запеканка совместно с поэтом и художником Максимом Рогановым инсталляция «Гребля» и живописные скейтборды. В этих работах, так же как и в недавно показанной в галерее «Рефлекс» «Скучной выставке», есть рефлексия и ирония по поводу современной массовой культуры, окружающей жизни, по поводу самого зрителя. Но до сих пор не было никаких постмодернистских цитат или иронии по поводу коллег-художников.

И вот в «Жирной выставке» возникает подозрение: что-то появляется. Намек на Херста просто очевиден. Но ведь и во всем остальном легко можно усмотреть всякие рефлексии и намеки. Даже неважно, вспоминали Еликука или нет про Йозефа Бойса, который в Италии поливал камни оливковым маслом, ассоциировали ли свои черные бархатные прямоугольники с супрематической традицией. Их пародийными рыбками задан тон, и кажется, что вся их выставка про художественную ситуацию и про историю современного искусства со всей его беспредметной абстракцией, реди-мейдами, инсталляциями и т.п. и в то же время вечной зависимостью от «желтого дьявола», не менее желтого, чем нерафинированное подсолнечное масло. Они ее не рассказывают, не пересказывают и уж точно не выдвигают свою альтернативную историю искусств. Они всю эту историю воспроизводят, сводя ее к набору каких-то элементарных составляющих. Но не для того, чтобы себя этой исторической традиции противопоставить, как чаще всего поступают художники, находящиеся все-таки на начальном этапе своего творческого пути. Нет, Еликука в своем нынешнем персональном проекте просто и отважно проглатывают всю историю искусства, а заодно и актуальное положение, проглатывают легко и изящно, не давясь, и сверху еще поливают жиром, чтобы лучше усвоилось. Молодым художественным организмам не страшен избыток холестерина. Особенно если это холестерин как метафора. Даже если как метафора. А если что, они сами с усами!

Георгий ЛИТИЧЕВСКИЙ
//  читайте тему  //  Выставки