|
|
N°206, 07 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Холодная война» за энергию
Не так давно американский посол в Стокгольме призвал шведское правительство с помощью газетной рекламы («Скажите «нет» ненадежной российской энергии») воспрепятствовать строительству газопровода «Северный поток» через Балтику. Аргумент посла был таким: газопровод увеличивает энергозависимость Европы и сокращает диапазон политического воздействия по отношению к России. Приходится лишь с удивлением потереть себе глаза и задаться вопросом: а какое дело американцам до балтийского газопровода?
Особый негативный персонаж этой истории был обозначен довольно скоро. Германия с ее якобы большой близостью к России сознательно идет на раскол Европы и попадает в зависимость от государства, которое «не замедлит использовать энергию в качестве средства давления». При этом, как известно, Россия в качестве поставщика энергии себя более чем зарекомендовала и выполняет уже в течение 35 лет свои обязательства перед Германией и Европой (и делала это даже во времена «холодной войны»).
Газопровод через Балтийское море -- это не германский проект. Природный газ из этого газопровода будет поставляться и во Францию, Великобританию и Нидерланды -- мы можем говорить в данном случае о европейском проекте. Фактом, однако, остается, что Польша и балтийские государства этот проект отклоняют. Они опасаются, что этот «обход» через Балтийское море уменьшит необходимость в существующих газопроводах и в случае конфликта они смогут быть «отлучены» русскими от источников поставок газа. Однако в перспективе Европе потребуется, в частности и из соображений охраны окружающей среды, все больше природного газа. Таким образом, «Северный поток» станет не неким эрзацем существующих газопроводов, а их остро необходимым продолжением.
Разумеется, импортная зависимость Германии и Европы повышается, в особенности от закупок газа из России. Поэтому на политическом уровне прилагаются серьезные усилия, чтобы открыть новые транспортные пути, скажем, для сжиженного природного газа из альтернативных стран-производителей. В этом вопросе США, кстати, продвинулись существенно дальше, чем мы, и делают именно то, что сами ставят нам в упрек, -- закупают природный газ из России. США получают уже теперь сжиженный природный газ с российских месторождений на Сахалине, а скоро туда будет поступать газ и из Западной Сибири.
Американская «антигазопроводная» реклама -- это не разовый «вывих». На самом деле закулисно американцы уже давно борются против «Северного потока», в том числе делают это согласованно с Польшей и с балтийскими государствами. Новым является открытое наступление на проект. Но, возможно, это связано с договором, который в августе был подписан между США и Польшей по размещению ракет на ее территории. Так ли наивно было бы полагать, что Польша в связи с этим потребовала от США открытого неприятия балтийского газопровода? Вопрос о том, кто здесь хочет расколоть Европу, в таком случае приобретает совершенно иное значение!
Не «раскол», а «кооперация путем экономического взаимопроникновения» определяет повестку дня отношений между Европой и Россией. Эту основополагающую стратегическую направленность между Германией и Европой с одной стороны и Россией -- с другой министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер определил термином «партнерство по модернизации». Отношения между этими государствами не являются отношениями односторонней зависимости. Хотя Германия и Европа и завязаны на энергопоставки из России, но и Россия в то же время зависима от инновационных изделий, машин и приборов из стран Запада.
Россия в деле модернизации своей экономики и инфраструктуры находится перед гигантским вызовом. Российский президент в июне 2008 года подписал указ, устанавливающий снижение потребления энергии в России к 2020 году почти на 50%. Эти задачи Россия сможет решить только путем кооперации и массивной поддержки со стороны Запада. «Холодная война» должна окончательно остаться в прошлом, так как человечество на фоне все более отчетливо проявляющихся проблем с охраной климата должно повернуться лицом совершенно к иным вызовам.
Штефан КОЛЕР, председатель директората Германского энергетического агентства (Deutsche Energie-Agentur, dena)