Британские власти намереваются
ужесточить правила въезда для иностранных граждан. Глава МВД Джеки Смит объявила, что намерена закрыть двери страны для всех, кто проповедует экстремистские взгляды.
Новое антитеррористическое законодательство уже поставило заслон перед заграничными неонацистами, слишком рьяными борцами за права животных, а также теми, кто отрицает холокост. За последние три года въездную визу в Великобританию по этим основаниям не получили 230 человек, из них 80 были признаны религиозными экстремистами.
Тем не менее, по мнению министра, сквозь «сито» иммиграционного контроля по-прежнему проскальзывает немало желающих проповедовать радикальные идеи и вызывать беспорядки. Джеки Смит полагает, что каждый, кто обращается за британской визой, должен осознавать: право жить и работать в Соединенном Королевстве -- это привилегия, которой нельзя злоупотреблять. Поэтому каждый въезжающий должен будет сперва доказать британским властям, что его приезд не вызовет напряжения в обществе.
Оппозиция встретила эту инициативу с недоверием. Депутат парламента от Консервативной партии Патрик Мерсер опасается, что могут пострадать невиновные: «Я думаю, что силы надо концентрировать на тех, кто ведет подпольную подрывную и агитационную работу в общинах, именно их надо выявлять и удалять из страны на основании конкретных улик. А поставить эффективный кордон на границе вряд ли удастся».
В то же время консерваторы требуют от правительства резкого сокращения действующих ныне квот приема иностранных граждан. По их мнению, подобная необходимость объясняется тем, что в условиях растущей безработицы, вызываемой экономическим кризисом, иммигранты будут отбирать рабочие места у британских граждан.
Однако председатель комиссии по равноправию и правам человека Тревор Филипс сказал «Времени новостей», что это ошибочный подход: «Говорить надо не о том, почему иммигранты получают работу в Британии, а о том, почему местное население не способно с ними конкурировать. Нам необходимо всерьез озаботиться тем, как повысить уровень образования наших молодых людей, как усилить их заинтересованность в поиске хорошей работы».
Более столетия Британия весьма благосклонно относилась к иммигрантам. В середине XIX века сюда перебрались сотни тысяч ирландцев, в начале XX -- большое число евреев из Восточной Европы, спасавшихся от погромов. После второй мировой войны население Альбиона пополнили выходцы из бывших колоний -- Индии, Пакистана, стран Карибского бассейна. Британцы радушно относились и к беженцам, подвергавшимся политическому преследованию у себя на родине.
Но к началу нынешнего десятилетия количество гостей стало вызывать тревогу. По данным национального бюро статистики, с 1997 по 2006 год число иммигрантов (исключая тех, кто приезжает из стран ЕС) составило около 2 млн человек. Для 60-миллионной Британии это значительная цифра. И хотя иммигранты, безусловно, способствовали развитию экономики, в некоторых регионах Соединенного Королевства они заметно увеличили нагрузку на социальные службы: медицинское обслуживание, систему образования, осложнилась ситуация в сфере бесплатного жилья. Беспокойство части населения поддержали общественные организации, политические партии и в конце концов правительство. Ныне число желающих получить право жить и работать в Великобритании значительно сократилось благодаря системе отбора по баллам -- она позволяет брать только тех, кто обладает образованием, опытом и навыками, в которых нуждается страна.