Отношения между Россией и Европейским союзом возвращаются в конструктивное русло после споров, вызванных августовским конфликтом вокруг Южной Осетии. Вчера в Санкт-Петербурге прошла министерская встреча постоянного Совета партнерства Россия--ЕС. В ней приняли участие глава МИДа председательствующей в Евросоюзе Франции Бернар Кушнер, его российский коллега Сергей Лавров, верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер.
Они достигли принципиальной договоренности
возобновить переговоры о заключении Москвой и Брюсселем нового базового соглашения о сотрудничестве. По словам Кушнера, новый график переговоров будет принят на саммите Россия--ЕС в Ницце 13--14 ноября: «Переговоры по этому новому партнерству смогут уложиться в тот график, который будет составлен, если только не будет каких-либо непредвиденных обстоятельств. До настоящего момента таких не было, и если до тринадцатого ничего не произойдет непредвиденного, я думаю, что мы установим новый календарь».
Срок действия предыдущего соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС истек в конце 2007 года, после чего он был продлен автоматически. Переговоры по новому документу с самого начала выдались трудными. Сначала Польша, а затем Литва предъявили к Москве ультимативные требования узконационального характера -- вроде отмены эмбарго на поставки в Россию польского мяса или возобновления перекачки российской нефти на литовский нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе. И лишь на саммите Россия--ЕС в июне в Ханты-Мансийске вопрос о начале переговоров был решен.
Однако в августе все карты смешала война на Кавказе. И хотя подписавший 12 августа с президентом России Дмитрием Медведевым соглашение об урегулировании ситуации вокруг Грузии его французский коллега Николя Саркози предостерегал членов Евросоюза от конфликта с Россией, переговоры вновь замерли. Саммит ЕС 1 сентября постановил приостановить диалог с Россией до тех пор, пока российские войска не вернутся на позиции, которые они занимали до начала конфликта в Южной Осетии. На этой мере настаивали Великобритания, Польша и прибалтийские республики, в то время как Франция, Германия и Италия заняли более умеренную позицию.
Четкое выполнение Москвой
«плана Медведева--Саркози», в котором говорилось о выводе российских войск лишь из «буферных зон» вдоль границ Абхазии и Южной Осетии со стороны Грузии, лишило антироссийскую группировку в рядах Евросоюза прежних козырей.
Фактический срыв Грузией первого раунда международных консультаций по урегулированию на Кавказе в Женеве 15 октября, похоже, придал Брюсселю решимости налаживать отношения с Россией, не дожидаясь полного распутывания кавказского узла.
«Последние заявления лидеров Евросоюза позволяют утверждать, что отношения России и ЕС преодолевают последствия грузинского кризиса», -- заметил «Времени новостей» завотделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. «Будущие переговоры, на мой взгляд, будут успешными, а стороны сосредоточатся не на сохраняющихся политических разногласиях, а на экономической составляющей отношений. В условиях мирового финансового кризиса Россия и ЕС зависят друг от друга, поэтому можно прогнозировать, что после возобновления переговоров стороны сосредоточатся на экономической проблематике, в частности на сотрудничестве в сфере энергетики. Учитывая взаимозависимость России как поставщика и ЕС как потребителя энергоресурсов, диалог может с самого начала приобрести конструктивный характер», -- подчеркнул собеседник «ВН».
Тем не менее грузинская тема не осталась без внимания участников вчерашней встречи в Санкт-Петербурге. Сергей Лавров предостерег Грузию от отказа участвовать в женевских консультациях (очередной раунд намечен на 18 ноября) из-за присутствия за столом переговоров югоосетинских и абхазских представителей: «Если Грузия действительно отказывается участвовать в женевских дискуссиях, если там будут присутствовать представители Южной Осетии и Абхазии, -- это прискорбно. Это означает прямой вызов всем тем, кто искренне заботится об обеспечении безопасности в регионе». На днях замглавы МИД Грузии Григол Вашадзе заявил, что Тбилиси выступает против присутствия на консультациях представителей Сухуми и Цхинвали.