Судя по всему, первый зарубежный визит после инаугурации на свой
второй президентский срок лидер Азербайджана Ильхам Алиев совершит в Москву. Здесь 2 ноября состоится трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России, на которой будет обсуждаться
урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха. О подготовке встречи говорил во время визита в Ереван неделю назад Дмитрий Медведев.
Саммит трех президентов, каждый из которых вступил в должность в этом году, вызывает особый интерес, несмотря на привычный пессимизм в отношении перспектив решения карабахского конфликта в ближайшее время. Причина очевидна: пятидневная российско-грузинская война перевела этот конфликт из категории замороженных в более опасную категорию готовых к быстрому «оттаиванию» и даже «разогреву».
Свидетельство тому не только явная обеспокоенность мирового сообщества вновь ставшей взрывоопасной ситуацией на Южном Кавказе. К примеру, объясняя цели проведенных на территории непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) 25 октября тактических учений с боевой стрельбой, министр обороны НКР генерал Мовсес Акопян заявил: «Мы не будем ждать нападения вооруженных сил Азербайджана, а, исходя из ситуации, развернем наступательные действия для нейтрализации угрозы нашей безопасности». Президент НКР Бако Саакян сообщил, что в случае необходимости военные подразделения «не только переместят военные действия на территорию противника, но и перенесут их в глубь Азербайджана». Правда, эти предупреждения он сделал вслед за подтверждением «готовности без всяких предусловий начать переговоры с Азербайджаном». Проблема лишь в том, сказал г-н Саакян, что «Нагорный Карабах не является полноценной стороной переговорного процесса».
Не менее решительная риторика раздается из Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в инаугурационной речи 24 октября заявил, что «Карабах никогда не будет независимым. Азербайджан никогда его не признает -- ни через пять, десять, двадцать лет, никогда». Разрешение конфликта возможно «только в рамках территориальной целостности Азербайджана», подчеркнул Алиев: «Наши надежды пока не угасли, мы пока считаем, что переговоры могут привести к справедливому урегулированию».
Готовность Баку к переговорам и, главное, российская инициатива организовать встречу в Москве встречены с обеспокоенностью в Ереване. Ее выразил на днях руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян: «Для того чтобы Азербайджан экспортировал свои нефть и газ через территорию России, Москва готова пожертвовать какими-то позициями по Нагорному Карабаху. Это очевидно, что даже удивляет, поскольку в дипломатии свои желания выражают более скромно и завуалированно». Политолог назвал «искусственное ускорение» процесса переговоров «опасным», причины этого он видит в «стремлении России побыстрее решить свою проблему, поскольку после президентских выборов в США Вашингтон будет активно работать в регионе».
Другая причина настороженности в Ереване связана с подозрениями, что встреча в Москве выводит карабахское урегулирование за рамки формата Минской группы (МГ) ОБСЕ. Как считают армянские эксперты, если в ОБСЕ все решения принимаются на основе консенсуса, что позволяет Армении блокировать не устраивающие ее вердикты, то в случае иных форматов интернационализации карабахского конфликта -- к примеру, в рамках ООН -- она потеряет эту возможность.
Отвечая на эти подозрения, президент Армении Серж Саргсян заявил в понедельник в интервью армянскому телевидению, что «единственный посредник (в урегулировании. --
Ред.) -- это Минская группа ОБСЕ». «Армения никогда не обращалась к какой-либо стране с просьбой об осуществлении посреднической миссии», -- сказал г-н Саргсян, и «та неразбериха, которую пытаются создать, нам ничем не способствует». Эксперты считают, что он имел в виду появившиеся сведения о готовности Турции предложить себя в качестве главного посредника в армяно-азербайджанские переговоры.
По поводу предстоящей встречи в Москве Серж Саргсян заметил, что «приглашение президента Дмитрия Медведева и его активность в этом вопросе очень закономерны», поскольку Россия является одним из государств -- сопредседателей МГ ОБСЕ. По сведениям «Времени новостей», трехсторонняя встреча в Москве будет проходить в присутствии трех сопредседателей МГ от России, США и Франции. И не исключено, что они, как и раньше в ходе подобных встреч между президентами Азербайджана и Армении, будут принимать участие в неформальных контактах между сторонами.
Переговоры в Кремле 2 ноября, как уже заявлял президент Армении, будут строиться на базе «мадридских принципов» -- десяти письменных предложений, сформулированных сопредседателями МГ ОБСЕ к встрече президентов Армении и Азербайджана в Мадриде 29 ноября 2006 года. Главные из них касаются проведения референдума в Нагорном Карабахе, освобождения оккупированных Арменией азербайджанских районов вокруг него, их демилитаризации. Однако в том же телеинтервью президент Армении заявил, что «урегулирование карабахского конфликта возможно в случае, если Азербайджан признает право карабахского народа на самоопределение». Этот принцип сегодня для Баку неприемлем, и тогда московская встреча сенсаций не обещает.
С другой стороны, слова г-на Саргсяна были обращены в первую очередь к внутренней армянской аудитории, дабы убедить ее, что интересы карабахских армян не будут преданы. Однако Серж Саргсян называл и другие условия решения конфликта, среди которых «гарантии безопасности народа Карабаха со стороны международных организаций и передовых стран». Важным будет то, в какой последовательности и в какой увязке могут быть реализованы мадридские принципы.