Время новостей
     N°200, 28 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.10.2008
34 пробитых холста
Художники Южной Осетии показали все, что у них осталось после войны
Уникальная выставка осетинских художников прошла в минувшие выходные в зале Балтийского информационного агентства. На полу, на стенах висели, лежали картины-инвалиды -- лохмотья, в которые превратились артефакты национального искусства. "Война в Южной Осетии глазами картин" -- так назвали это организаторы.

Грузинское оружие, разгромившее города и села Южной Осетии, не пощадило и объекты материальной культуры. 8 августа оставшийся неизвестным сержант, командовавший танком, проезжая мимо местной галереи Arveron ("Пояс неба"), приказал механику-водителю остановить тяжелую машину, а наводчику -- повернуть дуло в сторону этого скромного здания, и скомандовал: "Огонь!".

Как рассказывал "Времени новостей" министр культуры Южной Осетии Тамерлан Дзудцов, одного выстрела хватило, чтобы лишить республику ее культурного наследия. Ведь "Пояс неба" хранил произведения изобразительного искусства, создававшиеся в течение трех веков. «Погибли все холсты старых мастеров. Уничтожено почти все, что создавали художники советской эпохи. Не уцелела ни одна из работ народного художника Южной Осетии, известного керамиста Валерия Плиева. Сгорела экспозиция деревянных скульптур Тамерлана Цховребова. Погиб весь антиквариат. Безвозвратно утрачены архивы. А то, что осталось, обожжено, пробито пулями, порезано осколками», -- утверждает г-н Дзудцов.

Именно таким петербуржцы смогли увидеть визитную карточку Южной Осетии, произведение известного советского художника "Портрет поэта Косты Хетагурова" -- целым оно теперь осталось только на открытках и в осетинских учебниках истории. Именно такими мы увидели и остальные 33 дырявых полотна, которые в Петербург из Цхинвали привезли художники Федмар Багаев, Инал Джуссоев, Вадим Каджаев, директор галереи Джульетта Цховребова и которые уже никогда не станут целыми.

34 калеки висели и лежали на стенах и на полу зала. А между ними в течение двух дней ходили посетители. Если кто-то из организаторов этой акции или из художников выходил в центр зала, чтобы сказать речь, им приходилось сначала глубоко вздохнуть, чтобы не разрыдаться. И почти сквозь слезы Джульетта Цховребова рассказывала корреспонденту "Времени новостей", что 8 августа в Цхинвале планировался целый ряд культурных мероприятий: выставка у нее в галерее, совместная выставка членов Союза художников Южной Осетии и Союза художников Северной Осетии. Но вместо этого все просидели в подвалах: «Два моих сына пошли защищать свою страну. Они почти силой затащили меня в подпол и вырвали обещание, что я не выйду оттуда, пока на улице не станет тихо. Стало тихо. Вышла. И не нашла галереи. Прибежали художники. Все, что там осталось, здесь. И они, бедняги, меня успокаивали: «Да брось, мы еще нарисуем». Но ведь с тех пор ни одного мазка не сделали!»

Выставка, по словам директора Балтийского информационного агентства Ольги Крупенье (именно она была в Южной Осетии и, увидев, как художники и галеристы копаются в развалинах выставочного зала, предложила им показать все то, что осталось), не остановится на Петербурге. Она поедет сначала по всем городам северо-запада, а потом, может, и всей России.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург