|
|
N°200, 28 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Остаться в живых в предлагаемых обстоятельствах
В Москве были объявлены лауреаты премии Станиславского и начался фестиваль его имени
Список лауреатов согласовывали чуть ли не до самого оглашения результатов; по некоторым номинациям, вроде «Мастерства актера», дискуссии получились особенно жаркими. В результате все-таки были найдены самые точные слова и дипломатические формулировки.
Тут надо оговориться: некоторые формулировки были найдены чуть раньше, на вручении национальной театральной премии «Золотая маска»; Алексей Бартошевич, мастер деликатных решений, председательствовал и в том и в другом жюри. Художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина вновь, как и на "Маске", наградили «За возрождение Александринского театра». В номинации «За вклад в развитие российского театра» премию получили Лев Додин и Татьяна Шестакова -- на «Золотой маске» их грандиозная работа над «Жизнью и судьбой» Гроссмана также была отмечена одной из главных наград. Еще одна премия Станиславского в этом году связана с питерским театром и Малым драматическим театром, в частности, -- «За актерские работы последних лет» награжден Петр Семак. С той же формулировкой премию получила Марина Игнатова, актриса БДТ имени Товстоногова. Правда, имеются в виду роли не в родном театре, а в Александринке, в спектаклях Фокина и Кристиана Люпы. Игнатова разделила премию с Полиной Агуреевой, чья работа над ролью Ларисы в «Бесприданнице» Петра Фоменко, принятая поначалу критиками без особого энтузиазма, продолжилась и после премьеры. «В основе нашей оценки все равно лежит принцип восхищения, -- прокомментировала Людмила Максакова решения жюри относительно женских ролей. -- В этом году большой урожай актрис, одна из которых удивляет (Марина Игнатова в роли Аркадиной), другая восхищает (бесконечно талантливая Агуреева), а третья пронзает (Татьяна Шестакова нашла неповторимую интонацию для своей героини)».
«За вклад в развитие театральной педагогики» премию получил профессор РАТИ Леонид Хейфец, а «За книги о театре» -- балетный критик и профессор РГГУ Вадим Гаевский. «Событием театрального года» справедливо и ожидаемо стал «Берег утопии», идущий в РАМТе, а в номинации «Зарубежный театр» «За поиски нового театрального языка» отмечен Алвис Херманис. Точные слова нашли и для Александра Боровского, которому присудили премию не только за «сценографические работы последних лет», но еще и за «решение пространства студии театрального искусства», которое, несомненно, является самостоятельным произведением искусства.
Программа самого фестиваля, в которую входят спектакли награжденных и потенциальных лауреатов премии, «небольшая, но очень емкая и насыщенная», как описывает ее президент Фонда Станиславского Марк Захаров. «Мы с великим трудом продолжаем дело, начатое 17 лет назад. Сейчас экономически тяжелый период, но мы хотим провести акцию на достойном уровне. Не знаю, удастся ли».
Международную часть «Сезона Станиславского» составляют спектакли «Замужество Марии Браун» немецкого режиссера Томаса Остермайера, чьи «Нору» и «Концерт по заявкам» привозили на NET, «Квартет: путешествие на север» иранского режиссера и драматурга Амира Реза Кухестани и «Макбет» Эймунтаса Някрошюса («время от времени его спектакли полезно пересматривать, чтобы не терять веру в Театр, в его роль, формирующую человеческое сознание и человеческие чувства», -- напоминают организаторы). Москва представлена «Бесприданницей» Петра Фоменко, «Роберто Зукко» Камы Гинкаса и «Берегом утопии» Алексея Бородина. Кроме того, приезжают два спектакля самарского «Самарта», являющиеся, впрочем, не вполне самарской продукцией: бессловесный визуальный Palimpseston сочинил москвич Константин Богомолов, а «Таланты и поклонники» -- известный петербургский режиссер Анатолий Праудин.
Спектакли фестиваля практически ничего не объединяет, кроме общего понимания ключевой художественной ценности -- «не трюк, не технический фокус, а «жизнь человеческого духа», воссозданная актерами-мастерами здесь и сейчас». Это постановки, созданные режиссерами-самоубийцами: парадокс в том, что режиссерская готовность умереть в актерах -- самый надежный способ театрального выживания. Проверенный ход -- им пользовался сам Станиславский.
Юлия ЧЕРНИКОВА