|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большие иллюзии
Уже год как российский рынок интернет-технологий будоражат слухи о многомиллионных инвестициях в отечественные проекты. У внешнего наблюдателя создается впечатление, что Интернет становится катализатором привлечения западных и репатриации российских денег в нашу экономику.
Однако на самом деле разговоры о миллиардных оборотах объясняются тем, что люди слепо верят в колоссальные перспективы Интернета. На сегодняшний день на рынке можно насчитать максимум десяток команд, которые вообще могли бы рассчитывать на инвестиции в западном понимании.
Казалось бы, Россия, имеющая богатейший интеллектуальный и технический потенциал, могла стать стартовой площадкой для наиболее эффективных бизнесов в "новой экономике". Но сегодня экспорт программного обеспечения, например, в Индии составляет около 6 млрд долларов, в то время как у нас эта цифра достигает всего 75 млн.
Судя по всему, мы и в области строительства интернет-рынка уверенно идем "своим путем". Олигархический капитализм, построенный у нас в стране, не имеет аналогов в западном мире. В июле на совещании у президента собрались 22 "генерала экономики", которые контролируют более половины ВВП. Для сравнения: в экономически развитых странах малое предпринимательство дает большую часть ВВП. Там на 1000 жителей приходится в среднем примерно 45 малых предприятий (в США -- 75), а в России -- около 5.
Последствия этого прискорбного факта видны на примере нового, модного для Рунета B2B. Смысл этих трех букв -- взаимодействие между предприятиями и организациями с помощью Интернета. К сожалению, одна из основных целей создания большинства торговых решений в Сети -- не более чем еще один способ ухода от налогов и отмывания денег. Торговая площадка (биржа), которой является web-сайт, обновляется несколько раз в неделю. Следовательно, его можно рассматривать, говорит нам Минпечати, как средство массовой информации. А СМИ, как известно, НДС не платят.
Большие надежды, возлагаемые на B2B, идут от незнания корпоративного рынка России. Традиционно все крупные платежеспособные компании абсолютно непрозрачны в своей внутренней деятельности. Для них решения B2B могут внедряться только там, где нет пересечения с их бизнес-процессами. В качестве примера можно привести компанию "Газпром", которая одной из первых начала В2В-проект -- EuropeSteel.com. Не для торговли газом, а... для закупки на западном рынке труб.
Оговорюсь, что B2B как технология, безусловно, весьма перспективна. И распространение технологий Интернета уже сейчас приводит к появлению компаний нового типа, которые опираются на новаторские подходы в организации производства и деловых процессов.
Станет ли Интернет фактором развития российской экономики? Ответ на этот вопрос зависит от того, как быстро мы избавимся от старых и новых иллюзий Рунета.
Илья Пономарев‚ управляющий партнер Arrava Internet Management