|
|
N°58, 03 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Геннадий Турецкий: «Быть чемпионом -- это нормально»
Его считают одним из самых талантливых и успешных тренеров по плаванию. Его ученики -- «штучный товар». Он космополит и несколько последних лет живет и работает в Австралии. С его именем связаны самые шумные скандалы в мире плавания, но популярность от этого только растет. Его имя -- Геннадий ТУРЕЦКИЙ. С российско-австралийским тренером в канун стартовавшего в Москве чемпионата мира на короткой воде побеседовала корреспондент газеты «Время новостей».
-- Геннадий Геннадьевич, в каком качестве вы прибыли в Москву?
-- Когда я получил приглашение от Всероссийской федерации плавания в качестве VIP-персоны приехать на чемпионат мира в Москву, то был очень тронут. Ведь по большому счету, что нужно тренерам, работающим за границей? Внимание. Поздравить с днем рождения, справиться о здоровье, пригласить на какой-нибудь турнир. Такое простое человеческое отношение и есть те прочные нити, которые связывают нас с родиной. А я не был на родине десять лет, и можно представить, какие чувства сейчас переживаю.
-- Вы привезли в Москву своего австралийского ученика Рэя Хэсса?
-- Хэссу 25 лет. Он родом из ЮАР и всего несколько лет назад переехал жить в Австралию. Он, можно сказать, из спортивной семьи. Его отец, которому сейчас 61 год, увлекался легкой атлетикой и участвовал в 101 марафоне. Когда Рэй начинал заниматься плаванием, у него был хороший наставник, и, по сути, мне учить его ничему не пришлось. Надо было просто наладить систему тренировок и вдохнуть в ученика, как у нас говорят, психологию победителя. Моя задача как тренера состояла в том, чтобы максимально раскрыть имеющийся потенциал. После двух лет нашего сотрудничества парень стал заметно прогрессировать. Сейчас он чемпион Австралии на дистанции 200 метров на спине. Кстати, Рэй -- мой единственный австралийский ученик, который остался лояльным ко мне после того скандала с таблетками станозолола, якобы обнаруженными в украденном из моего дома сейфе. Остальные ушли, точнее, были «перекуплены» другими.
-- Но во время нашей прошлой беседы вы говорили, что случившийся скандал вам только прибавил популярности?
-- У австралийцев очень интересная психология. Не хочу вдаваться в подробности, приведу пример. Есть официальный гимн Австралии, но вместе с тем огромной популярностью пользуется песня «Матилда», которую местное население считает неофициальным гимном страны. В ней много куплетов, но заканчивается песня так: бродяга приходит в деревню, где его арестовывают за кражу барана. Он заявляет полицейским, что не виноват, но те, естественно, не верят. Но бродяга не намерен доказывать свою невиновность и предпочитает смерть. Он бросается в пропасть и погибает. В Австралии эта песня нравится всем, потому что в ней звучит тема свободы и независимости.
По сути, похожая в чем-то ситуация случилась и со мной. Я был ни в чем не виновен, и судебное дело вскоре закрыли. Правда, я потерял на этом 33 тысячи австралийских долларов, которые заплатил адвокатам. Позже выяснилось, что судебное разбирательство вообще не имели права затевать. Сейчас подал апелляцию в арбитражный суд с намерением расставить точки над i и компенсировать нервы и затраченные средства. Так вот, за время, пока я не работал (по австралийским законам я не мог работать, но получал зарплату), мои ученики оказались в чужих руках. Самое интересное, что когда все обвинения были сняты, мне позвонили из Австралийского института спорта, в котором я являюсь тренером-консультантом, получая 10 тысяч австралийских долларов в месяц, и спросили, понимаю ли я, что у меня осталось так мало учеников? Я ответил, что моя зарплата от количества спортсменов не зависит.
-- Но Майкл Клим не раз заявлял, что не уйдет от вас?
-- С Майклом другая ситуация. Ему, чтобы расти дальше, надо что-то менять. Когда я впервые увидел его, Климу было 17 лет. Согласно намеченной нами программе, он должен был проводить со мной вначале 30 процентов тренировок, потом -- 60, потом -- все 100. Майкл жил в другом городе, и время от времени приезжал в Канберру. Через год он стал работать со мной интенсивнее, а еще через некоторое время выиграл чемпионат мира. Рад, что сейчас он зарабатывает плаванием от 3 до 5 миллионов в год, что на его счету более 50 миллионов, что я смог точно «рассчитать» его карьеру.
Другой разговор, что Майклу надо было что-то в жизни менять. Я посоветовал ему отвлечься, отдохнуть, но он, напротив, стал сам тренироваться трижды в день. Перегрузился. В итоге пришлось делать операцию на спине: защемило нерв. Но, видимо, всем нам хочется быть самостоятельными. Мы с Майклом по-прежнему большие друзья. И, кстати, никто из моих учеников не обижен моим вниманием.
-- Не планируете подготовить нового российского чемпиона?
-- Хотел бы, да не могу. Я на государственной службе, зарплату мне платит Австралийское государство. Ситуация сложная.
-- А как же Александр Попов?
-- Саша -- исключение. В Австралии все прекрасно понимают, что тренер -- знание, слова, а талантливый спортсмен перед глазами -- действие. Попов -- феномен, эталон, пример, который во многом оказал влияние на австралийское плавание. Взять того же Яна Торпа. Австралийская система плавания исключала ноги. Считалось, что ноги пловца забирают слишком много энергии, и местные спортсмены плавали практически на руках. При этом никто не учитывал того, что ноги контролируют положение туловища пловца, а это в конечном итоге увеличивает скорость. Когда приехал Попов, никто не верил, что человек преодолевает «полтинник» за 27 секунд. Это было из области фантастики, необъяснимого. Так вот, если бы Торп тренировался десять лет назад, не зная о Попове и не наблюдая за ним, он был бы посредственным спортсменом.
-- Говорят, вы написали книгу о том, как делать чемпионов?
-- Не совсем так, я помогал сделать только спортивную ее часть. Саму книгу написал премьер-министр Австралии Джон Ховард, и ее презентация состоится сегодня, 3 апреля. Главная тема -- как делаются победители, причем не только в области спорта. Если общество дошло до того, что ставит такой вопрос и таланты в этой стране востребованы, то это здоровое общество. Сейчас на доллар, вложенный в Австралии в плавание, приходится 9 долларов прибыли. Плавание стало в Австралии бизнесом, сравнимым с нефтяным. Австралийцам не хватало культуры производства чемпионов, которая в нашей стране была поставлена на поток. Может быть, в силу строя или своей природы мы в СССР считали, что быть чемпионом -- это нормально, что им может стать абсолютно любой, а не экстраординарный человек.
-- Культура была, но лучшие тренеры при этом уезжали и уезжают из страны?
-- Это рынок. И это значит, что уровень наших специалистов очень высок. Меня никто не гнал из страны. Я просто хотел попробовать себя в ином качестве и на другом уровне, почему я не имел на это права? Я рад, что мир сейчас изменился, что он не поделен на «своих» и «чужих». И когда выигрывают наши спортсмены, они побеждают не потому, что защищают социализм, а потому что у них в сердце есть мотор и гордость за свою родину. А это в конечном итоге и называется патриотизмом.
Ольга ЕРМОЛИНА