|
|
N°200, 28 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра на понижение градуса
«Роспотребнадзор» планирует наступление на рынок слабоалкогольных напитков
Производителей алкоголя по примеру табачников в скором времени могут обязать размещать на упаковке крупную надпись о вреде алкоголя и заставить ограничить объем потребительской тары. Как заявил на заседании «круглого стола» «Приоритеты государственной алкогольной политики» в Совете Федерации представитель «Роспотребнадзора» (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) Андрей Горский, эти и другие меры содержатся в подготовленной ведомством концепции государственной политики по снижению алкоголизации населения, которая представлена на рассмотрение в Минздравсоцразвития.
«Роспотребнадзор», неоднократно заявлявший о разработанном им пакете законодательных инициатив по ограничению алкоголизации, впервые конкретизировал их содержание. По словам заместителя руководителя управления санитарного надзора «Роспотребнадзора» Андрея Горского, ведомство предлагает запретить продажу пива, алкогольной и слабоалкогольной продукции лицам, не достигшим 21 года. В России сегодня легально покупать алкоголь могут 18-летние, в то время как в ряде европейских стран и в США возрастной ценз 20--21 год давно является нормой.
«Роспотребнадзор» предлагает обязать изготовителей размещать на упаковке крупную надпись о вреде алкоголя, регламентировав площадь, которую должно занимать на этикетке это предупреждение. Обычно на этикетке любого спиртного присутствует лишь напечатанное мелкими буквами предупреждение о вреде алкоголя для подростков, беременных женщин и больных. «Роспотребнадзор» также считает необходимым снабдить все этикетки информацией о содержании алкоголя в 100 мл напитка и о содержании алкоголя в общем объеме тары.
Чтобы не придавать алкогольным и слабоалкогольным напиткам якобы положительных свойств, тиражируемых в рекламе, ведомство считает необходимым запретить добавление в них витаминов и биологически активных добавок. «Сегодня существуют целые юридические фирмы, которые, используя «белые пятна» в законодательстве, регистрируют спиртное под видом лекарственных или косметических средств», -- рассказал г-н Горский. Именно эти проблемы в законодательстве, по его словам, провоцируют массовые отравления суррогатами, когда по стране волнами проходит отравление то настойкой боярышника, то антисептической жидкостью.
Огромным упущением «Роспотребнадзор» считает отсутствие сколько-нибудь серьезных ограничений по распространению слабоалкогольных напитков и энергетических коктейлей, равно как и отсутствие четких требований к химическому составу этой продукции. Продажу слабоалкогольных продуктов федеральная служба предлагает запретить вблизи детских образовательных учреждений, стадионов, в медицинских учреждениях, метро, на вокзалах, в аэропортах, на продуктовых рынках и в местах массового скопления людей.
По словам Андрея Горского, предельный градус слабоалкогольной продукции необходимо снизить с 9 до 7% (при том, что в странах ЕС этот показатель не превышает сегодня 4%), а объем упаковок ограничить 300 мл. Рекламу слабоалкогольных напитков «Роспотребнадзор» предлагает запретить вовсе, а объем социальной рекламы, разъясняющей вред алкоголя, увеличить в СМИ до 10%.
Что касается единого органа по регулированию рынка алкоголя, разговоры о создании которого ведутся давно, особого оптимизма по поводу возможного его создания чиновники «Роспотребнадзора» не испытывают. «Если единый орган будет отвечать за регулирование отрасли, то волей-неволей он будет заинтересован в производстве. Эти функции очень сложно будет совместить с мероприятиями по формированию здорового образа жизни населения, за что также должна будет отвечать новая структура», -- пояснил г-н Горский.
Ирина СКЛЯРОВА