Финансовые проблемы заставили Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко встретиться в субботу
График встреч российского президента Дмитрия Медведева с его белорусским коллегой Александром Лукашенко довольно плотный. В субботу г-н Лукашенко вновь приехал в Москву -- впервые после начала острой фазы мирового финансового кризиса.
Президенты напомнили друг другу, что как раз договаривались встретиться в это время,
когда г-н Медведев приезжал в Брест 22 июня. «Мы с вами в очередной раз встречаемся -- это, конечно, хороший признак: держим руку на пульсе, обсуждаем все актуальные темы российско-белорусских отношений, наших союзнических отношений и основные проблемы, которые сейчас волнуют весь мир», -- заявил г-н Медведев. «Надо сказать, что мы как в воду смотрели, что нам надо будет встретиться в это время», -- заметил г-н Лукашенко, не уточняя, правда, имеются в виду глобальные финансовые проблемы или сложности в двусторонних отношениях
Александр Лукашенко особо поблагодарил за то, что российский президент встретился с ним в субботу. «У нас нет выходных», -- ответил ему Дмитрий Медведев.
«Думаю, нам очень важно дать позитивные сигналы в наших отношениях», -- заметил г-н Лукашенко. В последнее время некоторые эксперты высказывают предположения, что белорусский президент якобы готов пожертвовать дружбой с ближайшим соседом ради улучшения отношений с Западом. Белоруссия пока не торопится вслед за партнером по союзному государству признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. А шедшие с начала года переговоры о предоставлении Белоруссии кредита в 2 млрд долл. на поддержку экономики завершились согласием России только после того, как с аналогичной просьбой Минск обратился к Международному валютному фонду. Кстати, на прошлой неделе Евросоюз принял решение приостановить запрет на въезд Александра Лукашенко и других высокопоставленных чиновников в страны ЕС, дав понять, что готов улучшать отношения с Минском.
Очевидно, что больше всего г-на Лукашенко волновал вопрос, по какой цене будет продаваться российский газ. На встрече, как рассказала по ее итогам пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова, действительно обсуждался вопрос цен на энергоносители. Но удалось ли выйти на конкретные решения, осталось неизвестно.
Кроме того, два президента обсудили подготовку к заседанию Высшего госсовета России и Белоруссии. По словам российского президента, оно состоится в конце года. Наталья Тимакова уточнила, что речь идет о конце ноября -- начале декабря. Правда, ранее предполагалось, что это заседание пройдет 3 ноября. Возможно, перенос даты связан с глобальным финансовым кризисом. «Сегодня было бы естественно обсудить ситуацию, которая сложилась на финансовых рынках, потому что, вы знаете,
15 ноября принято решение собрать саммит «двадцатки» в Америке и поговорить о том, как дальше развивать архитектуру международных финансово-экономических отношений. Мне бы хотелось, чтобы с нашими ближайшими партнерами, с такими государствами, как Белоруссия, мы обязательно обсудили совместную позицию по этому поводу. Считаю это крайне важным для развития наших двусторонних отношений», -- подчеркнул г-н Медведев.
Однако некоторые аналитики полагают, что саммит перенесен из-за того, что странам не удается договориться по ключевым вопросам. Возможно, разногласия возникли по договору о создании единой системы ПВО или Конституционному акту союзного государства. Тем более что эти политические вопросы тесно увязаны с вопросами экономическими -- ценой газа для Белоруссии на будущий год и объемами финансовой помощи со стороны России.
Интерес Александра Лукашенко к российскому видению путей выхода из кризиса далеко не праздный. Половина золотовалютных резервов его страны номинирована в российских рублях. «Мы за последние два года осознанно перешли на российскую валюту, отказавшись от доллара, когда нас начали прессинговать по всем направлениям. Поэтому думаю, что нам очень важен ваш опыт, ваш совет -- в каком направлении нам двигаться», -- пояснил г-н Лукашенко.
Когда вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин сообщал о согласии Москвы дать кредит, он увязал это с введением общей валюты. По его словам, «страны решили расширить совместный план по созданию единой валюты, обновить сотрудничество в ряде отраслей и по-новому оценить перспективы экономик стран в связи с мировым финансовым кризисом». Впрочем, очевидно, что российский кредит не помешал бы белорусской экономике уже сейчас, а до введения общей валюты, если оно вообще произойдет, еще очень далеко.