|
|
N°199, 27 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хват милосердия
«Непобедимый» на московских экранах
Специальный агент российской разведки с абразивным имечком Егор Кремнев (Владимир Епифанцев) явно не по своей вине, но с катастрофическими последствиями проваливает важную миссию в далекой Колумбии, в результате чего вызывает серьезные нарекания начальства и понижен в звании. Но специалисты его уровня на дороге не валяются, поэтому Егору дается еще один шанс: теперь он снова должен отправиться за бугор и отконвоировать в родные застенки некоего Шеринга (Сергей Астахов), секретаря и ближайшего сподвижника беглого олигарха Соркина, ставленника западных спецслужб и заклятого врага суверенной демократии. На Мальте (место действия явно выбрано не только по причине комфортного климата и живописности тамошних пейзажей, но и в связи с исторической правдой: в конце прошлого теперь уже века именно это островное государство с неопределенным до самого последнего момента статусом стало, по уверениям специалистов, центром европейского шпионажа, потеснив с этого пьедестала Лиссабон и Вену) все тоже идет не сказать чтобы по плану, но, в конце концов продравшись сквозь револьверный лай к цели, Кремнев ловит-таки Шеринга, и начинается долгая дорога домой.
Итак, в красном (а то и красно-коричневом) углу воображаемого ринга -- Егор Кремнев. Бывший детдомовец (а где еще человеку могли дать такую фамилию), преданный бультерьер режима, «рязанский Рэмбо» и убежденный «правосторонник», хоть и цитирующий в оригинале известное стихотворение Шарля Бодлера о том, как «взор художника предвидит стан богини, готовый лечь на полотно» в полуразложившейся туше мертвой лошади, но при этом искренне убежденный, что любые неурядицы в России происходят как раз из-за таких вот декадентов, воспевающих распад и гниль; профессионал высшего, бондовского класса, обладатель невероятного бронированного чемоданчика, который блестяще сочетает в себе функции улавливающего шальные пули щита и «замечательной допровской корзинки», где при желании можно найти хоть разрывную гранату, хоть лежалый бутерброд с сыром; стихийный антисемит, всегда готовый угостить своего пленника людоедскими шуточками в духе «первый тост -- за холокост», насильно вливающий в отчаянно сопротивляющегося Шеринга русскую водку и готовый заставить его (и весь богоизбранный народ) отвечать не только «за Севастополь», но и за все бесчисленные беды, творящиеся в стране. В синем же, цвета флага Евросоюза и миротворческих касок, углу -- Михаил, или, в интерпретации Кремнева, Моня Шеринг, язвенник, сын дантиста, тепличный хитрюга с золотой звездой Давида на груди, кладезь либеральных аксиом и ярый поборник прав человека... ну, и еще, разумеется, очкарик. Так что налицо типичный конфликт в духе хрестоматийного сопоставления льда и пламени. В какой-то момент к странной парочке присоединяется кавалерист-девица Надежда (Ольга Фадеева), которую Кремнев не без оснований незамедлительно переименовывает в Подставу, барышня не самых последних внешних данных, ведущая сложную многоходовую игру в собственную пользу. А на Большой земле возвращения Кремнева с ценным грузом с замиранием горячих сердец и понятным нервическим тремором в чистых руках чают штабные «ястребы» чинами не ниже полковника (Юрий Соломин, Владимир Стеклов, Сергей Векслер, Тагир Рахимов и другие). Родина ждет.
Именно так -- «Родина ждет» -- назывался предыдущий проект режиссера Олега Погодина, залихватский, увлекательный и на редкость адекватный телефильм об особенностях национального шпионажа. Для «Непобедимого» вроде бы тоже обещают расширенную сериальную версию. Материала отсняли гораздо больше, чем может поместиться в стандартный киноформат, и это, увы, временами очевидно. Иные линии кажутся на экране намеченными лишь пунктиром, достаточно выверенный ритм повествования иногда сбивается на лихорадочный прыг-скок, а некоторые персонажи второго плана то и дело норовят пропасть из поля зрения, чтобы потом выскочить без объяснения причин в самый ответственный момент и принять активнейшее участие в происходящем. Но если это и беда, то небольшая -- во всем остальном фильм вызывает несколько обескураживающее по нынешним временам ощущение более чем качественного продукта. В «Непобедимом» имеются по-настоящему впечатляющие трюки, отменные рукопашные поединки и зачетная стрельба. (В основном, к слову, ведущаяся на поражение -- несмотря на очевидную заявку если и на боевик, то почти что комедийный; искусственной крови на экране пролито много и не без толку.) Плюс к этому -- приятный киноманский дискурс: в отличие от большинства наших режиссеров фильмов действия, старающихся запихнуть в свои фильмы самые последние голливудские наработки, почерпнутые из экранных копий наисвежайших блокбастеров, Погодин со товарищи ориентируется на нестареющую классику жанра четвертьвековой давности, вроде «48 часов» Уолтера Хилла и в особенности -- «Успеть к полуночи» Мартина Бреста, где Епифанцевым был Роберт Де Ниро, а Астаховым -- Чарльз Гродин. (Временами, впрочем, отношения Егора и Мони и вовсе напоминают взаимодействие Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова -- даже каноническая сцена со сбриванием усов имеет место.) Да и покоробившие многих юдофобские эскапады вписываются скорее не в привычный нам трамвайный контекст, а в традиционные для Голливуда кошки-мышки с политкорректностью. (Герои buddy cinema, «приятельского кино», на которое ориентируются создатели «Непобедимого», обычно тоже принадлежат к разным расам и нациям, что не может не сказаться на характере их пикировок.)
Особенно интересно и поучительно посмотреть этот фильм в канун второго пришествия на мировые экраны обновленного Джеймса Бонда. В то время как приключения агента 007 приобретают все большую серьезность и реализм (при том, что сюжеты остаются совершенно завиральными), наш гипотетический ответ «Кванту милосердия» устроен с точностью до наоборот. Берется вполне узнаваемая и почти реалистическая история (вряд ли кто-нибудь не догадался, кто имеется в виду под олигархом Соркиным) и подается со всеми возможными в данном случае шутками и прибаутками. В тот момент, когда Бонд сознательно отказался от всех своих привычных атрибутов, эстафету подхватил сирота Кремнев и взболтал фирменный коктейль как полагается -- встряхнув, но не смешав. И нет ничего страшного, что родимая водка в нем явно присутствует, а буржуазного мартини нет и в помине. Как говорил не так давно еще один наш посконный супермен, капитан Мазур в «Охоте на пиранью» -- «ну, это нормально».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ