|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На бойком месте
В электронную коммерцию приходят с двух сторон. Либо создают виртуальную торговую точку с нуля, либо переводят в Сеть часть уже существующего бизнеса.
Год назад глава корпорации Intel Энди Гроув предрек, что через пять лет все предприятия либо станут электронными, либо исчезнут, не выдержав конкуренции.
Тогда казалось, что даже после появления первых, родившихся с нуля российских интернет-магазинов Рунет с его слаборазвитой телекоммуникационной и компьютерной инфраструктурой не подвержен этому пророчеству. Однако, вопреки всему, в нынешнем году во Всемирную паутину вышел главный и один из старейших магазинов страны -- ГУМ, который вложил в свой проект "ГУМ-Интернет" немалую сумму -- 2 млн долларов. ГУМ решил построить в основном виртуальную витрину, которая должна привлечь новых покупателей. Однако на его "домашней странице" возможны и реальные покупки.
Зато магазинам, существующим только в Рунете, приходится рассчитывать лишь на реальные продажи. И они, вопреки пессимистичным прогнозам, все больше удивляют экспертов.
В 1997 году исследователи говорили, что количество магазинов в Рунете исчисляется 50--100. Год назад каталог www.magazin.ru насчитывал уже 245. А сегодня последние данные каталога LIST.RU утверждают, что в Рунете присутствуют 1242 розничных магазина, 624 из которых работают только через Сеть.
Компания SpyLOG, признанный исследователь Рунета, в арсенале которой имеется уникальная технология, позволяющая отслеживать статистику перемен и формировать до 600 статистических отчетов, отражающих различные параметры, провела по просьбе газеты "Время новостей" специальный обзор торговых ресурсов. При этом менеджер Алексей Басов сказал, что результаты удивили его самого.
SpyLOG проводит отбор сведений о Рунете при помощи специальной программы, которую участники Сети добровольно устанавливают на своих "домашних страницах". И г-н Басов был удивлен, что рубрика "Интернет-коммерция" вошла в тридцатку наиболее популярных, заняв 22-е место. Всего в их каталоге зарегистрировано около 60 тыс. сайтов.
Выяснилось, что 2,14% всех посетителей Рунета обязательно заходят в виртуальные торговые точки. При этом среднее время их пребывания там (106 сек.) и количество просмотренных страниц одного сайта (2,9 в сравнении со среднестатистическим 1,5) свидетельствуют, по мнению специалистов SpyLOG, о том, что магазины действительно работают и в них совершаются покупки.
По подсчетам исследователей, "Ядро" всего Рунета, т.е. люди, "бродящие" в нем регулярно, хотя бы раз в неделю в течение месяца, составляют 9,2 млн человек. И около 324 тыс. из них являются постоянными покупателями или посетителями "домашних страниц", посвященных интернет-коммерции. Это также удивило г-на Басова, который, сравнив этот показатель с банковским (около 15 тыс.), сказал, что виртуальная торговля "оказалась совсем на другом уровне, чем я представлял".
По подсчетам SpyLOG, в десятку самых популярных торговых сайтов входят: аукцион Molotok.ru, Allshops (сайт лучших виртуальных магазинов), Torg.ru (торговая система на портале Port.ru), НИКС (компьютерный супермаркет), Megashop (интернет-магазин компьютерной техники), магазин "24x7", всероссийская электронная "Горбушка" PORTA.RU, музыкальный www.cdru.com и сеть компьютерных магазинов "Олди".
Интересно и географическое распределение виртуальных покупателей. Неудивительно, что минувшим летом на первом месте с огромным отрывом от других числилась Москва (176 856 уникальных посетителей, т. е. конкретных "жителей" Рунета, которые могли заходить на сайты по несколько раз). За ней в первую десятку входили Санкт-Петербург (19 069), Новосибирск (7827), Екатеринбург (4769), Краснодар (4198), Челябинск (3729), Владивосток (3035), Нижний Новгород (2843), Самара (2490) и Иркутск (2489). Завершают огромный список Прокопьевск Кемеровской области, Дзержинск Нижегородской и Магнитогорск (по 1).
Результаты развития торговой части Рунета прокомментировали в компании Port.ru, в систему Torg.ru которой входит более 350 виртуальных магазинов, т. е. большая часть реально работающих. Torg.ru не имеет собственных магазинов. Она существует на комиссионные, разрабатывая программы для их создания и подключения к своему порталу. Руководитель существующего девять месяцев проекта Вячеслав Борилин отметил, что, по его мнению, прогнозы о перспективности в Рунете проектов B2B (оптовых) в отличие от B2C (розничных) "сказываются пока с точностью до наоборот". Хотя потом, полагает он, все станет на свои места и, "как в обычном бизнесе, на розницу придется 15% оборота и 85% -- на опт".
По сведениям Port.ru, позволяющим судить об оборотах торговли в Рунете в целом, ежемесячно в системе Torg.ru совершается 37 тыс. покупок на общую сумму около 0,3 млн долларов. Џо утверждению холдинга eHouse, объединяющего шесть собственных магазинов (среди них один из популярнейших Dostavka.ru), их суммарный оборот составил за шесть месяцев текущего года 5,7 млн долларов, а рост оборота во втором квартале по сравнению с первым -- 38%.
Александр Левинский