|
|
N°199, 27 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долгое путешествие Льва Додина
Спектакли Малого драматического театра увидят в Москве, Красноярске, Лионе и других городах
В преддверии больших гастролей в столице (они начнутся 29 октября) художественный руководитель Малого драматического театра -- Театра Европы Лев Додин дал специальную пресс-конференцию, на которой поделился свежими новостями и проверенными мыслями.
Главная из новостей -- долгожданная премьера «Долгое путешествие в ночь». Додин считает эту пьесу Юджина О'Нила великой и незаслуженно малоизвестной в России. Режиссер мечтал о ее постановке двадцать лет (попутно выпустив в 1992-м другую пьесу американского драматурга -- «Любовь под вязами»). Наконец два года назад «собралась компания, с которой, как мне показалось, можно попробовать...» В конце позапрошлого сезона начались репетиции, в прошлом сезоне актеры и режиссер съездили в Америку -- там им дали возможность поработать в доме в Нью-Лондоне, где прошло детство О'Нила (традиция Малого драматического -- погружаться в атмосферу произведения, в том числе географически, «на месте»), и вот спектакль идет к зрителю.
Вообще-то компания собралась давным-давно: самый молодой ее член Сергей Курышев работает в МДТ два десятилетия, а Татьяна Шестакова, Игорь Иванов, Петр Семак -- куда больше. Компания эта -- на самом деле dream team, лучшие актеры лучшей в России и одной из сильнейших в Европе драматической труппы, что заставляет возлагать на спектакль особенные надежды и предвкушать премьеру с изрядным волнением.
Пока прошли два публичных предпремьерных показа. Лев Абрамович сетует: «Я так не люблю понятие «премьера», что чем больше удается ее оттянуть, тем для меня лучше. Встреча с полным залом -- всегда стресс для актеров, им надо примириться с тем, что они уже не наедине друг с другом». Официальную премьеру сыграют в Москве, петербургская назначена на 13 декабря. Первопрестольная, признается режиссер, «имеет особенности для нашего самочувствия. Московская премьерная публика слишком экзальтирована, ей кажется, что она должна немедленно вынести окончательное суждение о спектакле и о мировом театре вообще. Это создает некоторое напряжение для тех, кто на сцене, хотя, с другой стороны, оно и стимулирует. Петербургский зритель более рациональный, более спокойный. Впрочем, отличается лишь суета элит, а потом приходят нормальные интеллигентные чуткие зрители, которые в Москве такие же, как и у нас дома». Играть премьеру в Москве также можно счесть традицией, заложенной некогда «Чайкой»: как говорит Додин, «тогда мы тоже рисковали, но обошлось».
Кроме «Долгого путешествия в ночь», Малый драматический представит панораму своего репертуара, от классических великих «Братьев и сестер» до совсем свежих «Бесплодных усилий любви», где заняты в основном недавние выпускники профессора Додина. Эту комедию Шекспира и «Варшавскую мелодию», еще один молодежный спектакль, в столице покажут впервые. «Бесов», легендарную трехчастную эпопею по Достоевскому, «Дядю Ваню», один из лучших спектаклей последнего десятилетия, «Жизнь и судьбу» Василия Гроссмана московская публика уже видела, кое-что -- многократно, но ведь наблюдать, как живут, зреют, наливаются новыми смыслами и обретают новые краски выдающиеся сценические создания Льва Додина и его актеров, -- отдельное наслаждение. (Например, в Париж «Братьев и сестер» возили пять раз, впервые -- двадцать лет назад. И, возможно, повезут в шестой.)
Гастроли пройдут на трех площадках: в Малом театре, Центре имени Мейерхольда и театре Et Cetera, где есть трюм, необходимый для «Бесов» и для «Молли Суини», спектакля, который в Москве был лишь однажды и довольно давно.
Параллельно с московскими гастролями МДТ покажет «Московский хор» в Красноярске в рамках проходящей там в ноябре книжной выставки, которую проводит Фонд Михаила Прохорова (ставший, кстати, основным партнером «Золотой маски», устроителя столичного Додин-фестиваля). Автор пьесы Людмила Петрушевская, отметившая недавно юбилей, будет одной из главных героинь этой книжно-театральной акции. Затем тот же спектакль везут в Воронеж и Череповец. А «Жизнь и судьба» после Москвы продолжит европейское турне: ее ждут в Лионе, затем в Бухаресте, в рамках фестиваля театров Европы, затем в Страсбурге. Лев Додин гордится тем, что и раньше случалось играть одновременно в трех странах, и сейчас придется это делать на пяти площадках разом: «Наши актеры, постановочная часть, менеджмент демонстрируют, что якобы дряхлая ржавая машина репертуарного театра, которую все время призывают сломать, если театр при этом живой, может работать не хуже продюсерских контор. Хотя мы показываем несколько иное, нежели эти конторы».
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург