С нелегальных городских маршруточников комитет по транспорту Петербурга с подачи губернатора северной столицы Валентины Матвиенко переключился на таксистов -- недобросовестных индивидуальных предпринимателей и частников, которые обильно заполняют вестибюли городских вокзалов и предлагают приезжим недорого "довезти до места", заламывая при этом бешеные тарифы.
В общем, чиновники объявили "бомбилам" войну. Правда, как и
в случае с маршруточниками, очень своеобразную. Не механизмами пресечения нарушений действующего законодательства: завышенных расценок (150--200 руб. за километр), игнорирования налоговых служб и так далее. Не созданием условий для того, чтобы вышеупомянутые частники организовывались в транспортные предприятия. А волевым решением -- сформировав некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация таксомоторных предприятий" (НП СОТП), полностью подведомственное городскому комитету по транспорту. Компании, не желающие работать под этой маркой, могут быть с помощью административного ресурса вытеснены с рынка.
Хотя, может быть, иного способа урегулировать рынок и защитить пассажиров нет? Ведь теперь гражданам, прибывающим на железнодорожные или аэровокзалы, нет нужды связываться с частным извозом. Им достаточно посмотреть на стенд, где указаны все расценки на проезд от любого вокзала до любого района Петербурга, определить цену, обратиться к таксисту и уехать за вполне приемлемую сумму туда, куда им надо.
А в аэропортах Пулково-1 и Пулково-2 сделали еще один шаг к победе над "бомбилами". Там установили диспетчерские стойки. Они стоят еще до выхода из терминала. Вы подходите к стойке. На вас снизу вверх смотрит симпатичная девушка. Как рассказала "Времени новостей" оператор диспетчерского пункта Оксана Полякова, все очень просто и прозрачно: "На экране вы видите расценки. Пассажир выбирает нужное ему направление. Я выписываю чек в трех экземплярах. Один он оставляет себе, второй дает водителю, третий остается у меня. На чеке уже указан номер машины (по рации я сразу выясняю, кто из водителей не занят). Приезжий выходит на улицу -- это первая линия привокзальной площади -- там находится распорядитель, который указывает ему его машину. Пассажир платит шоферу указанную на чеке сумму. И едет. Многие, особенно иностранцы, расплачиваются карточками. Тогда оплата производится прямо у диспетчерской стойки через специальный терминал. А потом мы переводим деньги на счет предприятия, чья машина его повезла".
Как рассказал "Времени новостей" руководитель НП СОТП Юрий Вейков, в идеале и расплачиваться пассажиры должны у стойки: «Но пока эту систему мешает ввести разница бухгалтерий -- каждая из 16 компаний партнерства ведет ее по-своему. И сейчас программисты работают над тем, чтобы создать общую базу, с помощью которой оператор, получив наличные, сможет передавать в программы С1-бухгалтерия каждой фирмы информацию о том, что на их счет получены деньги».
В результате у частников истерика. Если раньше они забирали почти 100% пассажиров, буквально не пуская на территорию аэропорта легальных таксистов, то теперь, как рассказал корреспонденту "Времени новостей" один из частных водителей, им достается только 60% всех клиентов. Хотя это и очень много, "бомбил" такая ситуация не устраивает. Ведь этот бизнес складывался десятилетиями -- многие пришли в аэропорт молодыми и состарились там. И всегда считали, что их положение непоколебимо.
Сейчас в Петербурге можно наблюдать, как частник буквально набрасывается на только сошедшего с трапа самолета пассажира, вырывает из рук сумки, почти силой тащит чужое добро к своей машине, рассказывая по дороге растерявшемуся гостю города о том, что у красивых такси все очень дорого, что низкие расценки на стендах -- это профанация и что вообще все машины с шашечками, которые стоят вдоль первой линии, заняты.
Но, с другой стороны, не у дел остались те частные предприниматели и компании, которые не вступили в саморегулируемую организацию, ведь это требует немалых взносов. И для них аэропорт закрыт. Вернее, им предлагают не первую линию привокзальной площади, а ее задворки. Рядом с диспетчерской НП СОТП стоит стойка независимого таксопарка, у которой тоже адекватные расценки. Но, как рассказал "Времени новостей" сотрудник этой компании, на них сейчас оказывается давление и предпринимаются попытки заставить их вступить в НП СОТП или уйти из аэропорта.