|
|
N°58, 03 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уставы преткновения
Акционеры энергокомпаний торгуются с РАО «ЕЭС»
РАО «ЕЭС России» вступило в очередную фазу противостояния с миноритарными акционерами. Оно не смогло провести новую редакцию устава в двух своих дочерних компаниях -- «Самараэнерго» и «Томскэнерго». Миноритариев, судя по всему, не устраивает пункт о том, что гендиректор избирается на заседании совета директоров, а не на собрании акционеров. Не исключено, полагают эксперты, что добро на инициативы РАО будет дано после того, как менеджеры Анатолия Чубайса согласятся передать миноритарным акционерам региональных энергосистем значительные пакеты создающихся генерирующих компаний.
Уставы «дочек» РАО скорее всего являются предметом торга менеджмента и миноритариев за генерирующие активы. Дело в том, что при разделении существующих региональных энергосистем на генерирующую, сетевую и сбытовую составляющие, как того требует типовой план РАО, структура собственности новых компаний повторит сегодняшнюю. И миноритарии будут весьма заинтересованы обменять у РАО акции региональных сетевых компаний на бумаги генерирующих. Ведь крупные промышленные группы заинтересованы в контроле именно над производством электричества -- это им позволит покупать энергию по цене, близкой к себестоимости. У РАО другая задача, говорит аналитик Brunswick UBS Warburg Федор Трегубенко: создать рынок и либерализовать его.
При этом руководителям энергокомпаний на местах зачастую выгодно действовать в интересах меньшинства. Практически все гендиректора региональных энергосистем являются акционерами управляемых ими компаний. Так, гендиректору Средневолжской межрегиональной управляющей энергокомпании (управляет «Самараэнерго», «Саратовэнерго», «Ульяновскэнерго» и «Калмэнерго») Владимиру Аветисяну, по сообщению его пресс-службы, официально принадлежит 12 тыс. привилегированных акций «Самараэнерго» (всего уставный капитал общества разбит более чем на 4 млрд акций), т.е. 0,00003%. Эксперты предполагают, что дружественным г-ну Аветисяну структурам принадлежит как минимум блокирующий пакет акций этой энергокомпании, правда, сам он это предпочитает не комментировать. В случае, если «Самараэнерго» будет разделено на три составляющие, г-н Аветисян и его структуры получат по 25% в каждой из компаний, и, возможно, им удастся обменять акции сетевых компаний на бумаги генерирующих, которые, как ожидается, будут более ликвидными. Таким образом, в руках этой группы может оказаться до половины акций самарской генерирующей компании.
Аналогичные цели преследуют и крупные ФПГ -- ЮКОС в Томске, Белгороде и на Кубани, а в Самаре -- некая компания Quarterhouse Investment Ltd., за которой, по разным предположениям, стоит либо «Сибал», либо структуры г-на Аветисяна, либо тот же ЮКОС. Получив неплохую долю в крупной генерирующей компании, они смогут влиять на тарифную политику в регионах, что весьма важно для их основного бизнеса.
РАО, хотя по большому счету и заинтересовано в укрупнении своих сетевых активов, желает воспротивиться подобным планам. Помимо того, что ему нужно создавать «нормальный» рынок, за генерирующие активы нужно получить побольше денег, к тому же не исключено, что менеджеры Анатолия Чубайса сами претендуют на их пакеты. Вероятно, именно желая «перетянуть» команды гендиректоров и управленцев на свою сторону, РАО и предлагает ввести для них опционы на выкуп акций своих энергокомпаний в размере 5% (этот вопрос сегодня будет обсуждаться на заседании совета директоров энергохолдинга). «Конечно, 5% -- это мало для региональных энергетиков», -- говорят эксперты, поэтому можно с уверенностью прогнозировать продолжение противостояния.
Пока же все идет к тому, что РАО с помощью уставов не сможет с легкостью назначать и увольнять руководителей энергосистем на заседаниях советов директоров «дочек», говорит аналитик «НИКойла» Илья Маршак. Так как теперь вопрос об изменении устава в «Томскэнерго» и «Самараэнерго» будет рассматриваться на годовых собраниях акционеров, то до этого времени, возможно, несогласным с позицией РАО удастся что-либо «выторговать». В любом случае, заключает Федор Трегубенко из Brunswick UBS Warburg, либерализация российского энергорынка не произойдет в намеченные сроки, а вся реформа рискует затянуться на неопределенное время.
Ни в РАО, ни в ЮКОСе, ни в «Самараэнерго» вчера проблему не комментировали.
Николай ГОРЕЛОВ