Время новостей
     N°197, 23 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2008
«Аэрофлот» потянуло на «Сибирь»
Первая авиакомпания России хочет поглотить вторую
Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов направил министру транспорта Игорю Левитину письмо с просьбой посодействовать от имени государства в приобретении второй по величине авиакомпании страны - «Сибири» (известной также под ее торговой маркой S7). Вчера, как только о письме стало известно, представители «Сибири» немедленно выступили с заявлением, что не ведут никаких переговоров об объединении с «Аэрофлотом» и не имеют таких планов. Эксперты, тем не менее, полагают, что сделка может состояться, если «Аэрофлот» окажется готов предложить за «Сибирь» «справедливую» цену.

Письмо г-на Окулова министру Левитину было вчера подробно изложено агентством Интерфакс. Гендиректор «Аэрофлота» обращается к отраслевому руководителю: "Прошу Вас поддержать предложение о передаче блокирующего пакета акций ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в размере 25,5% в прямое управление ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и инициировать соответствующие нормативные акты". Этот пакет - все, чем может распоряжаться сейчас в «Сибири» государство. Однако, как следует из документа, «Аэрофлот» ищет способ взять под контроль и остальные акции авиакомпании, находящиеся в руках частных владельцев. «Для консолидации внутренних перевозок в настоящий момент мы прорабатываем возможность приобретения авиакомпании S7 -- второго по величине перевозчика на внутреннем рынке страны», -- приводит слова из письма Интерфакс. Правда, начинать сотрудничество все же предлагается не с классического поглощения одной фирмы другой, а с координации операционной деятельности. Г-н Окулов подчеркивает, что укрупнение авиаперевозчиков отвечает стратегической политике Минтранса, и что весь проект реален лишь при поддержке государства. «На совместной базе предполагается создать современный унифицированный флот воздушных судов и эффективную совмещенную международную и внутреннюю сети маршрутов с хабами в крупных городах России, что обеспечит возможность выживания и развития отрасли», - пишет глава «Аэрофлота». Сроки и темпы воплощения задуманного в документе не обозначены.

Пресс-служба «Аэрофлота» вчера подтвердила газете «Время новостей» подлинность письма. Однако от дальнейших комментариев наш собеседник отказался: по его словам, высказываться публично на эту тему «Аэрофлот» будет готов лишь после консультаций с «Сибирью».

«Сибирь» же вчера дала понять, что подобные контакты еще даже и не начались. "Никакого письма с такими предложениями мы не получали, консультаций с "Аэрофлотом" не проводили и не ведем с данной авиакомпанией никаких переговоров о продаже", - сказал официальный представитель «Сибири» Кирилл Алявдин агентству РИА Новости.

Сам по себе интерес «Аэрофлота» к 25,5-процентному пакету акций «Сибири» не новость. В 2006 году "Аэрофлот" уже обращался к властям почти с таким же предложением -- передать ему в управление госпакет «Сибири». Правда, тогда эта речь шла о более широком плане, касавшемся и других российских авиакомпаний с госучастием.

Однако из-за особенностей структуры собственности и управления «Сибири» ни «Аэрофлот», ни какой-либо другой игрок рынка еще не решился этот интерес реализовать. Крупнейший акционер «Сибири», контролирующий 63,1% акций -- Наталья Филева, первый заместитель (и супруга) генерального директора компании Владислава Филева.

Если не считать 25,5-процентного госпакета, остальные акции распылены среди мелких держателей, в частности сотрудников компании. Причем устав «Сибири» позволяет проводить дополнительную эмиссию простым большинством голосов. То есть при малейшей попытке недружественного приобретения Филевы способны размыть пакет захватчика до ничтожного размера.

Показательна дивидендная история «Сибири». С момента создания в 1994 году до 2003 года компания официально не получала прибыли. А дивиденды были впервые выплачены даже не в 2004-м, а лишь в прошлом году (по итогам 2006 года). Причем выплаты составили 60 рублей на одну обыкновенную акцию номиналом 1 рубль, или в целом 10% чистой прибыли, которая в том году достигла 61 млн руб. Для сравнения, «Аэрофлот» в том же году направил на дивиденды 18% от 1,429 млрд руб. чистой прибыли. Дивиденды, распределенные «Сибирью» в этом году (по итогам 2007 года), выросли примерно на 70%, но все равно остались кране невысокими. Хозяева авиакомпании явно не хотят возбуждать необоснованный аппетит как в нынешних, так и в потенциальных акционерах.

В марте 2007 года государство организовало конкурс по продаже 25,5% акций «Сибири». Однако четкое понимание своеобразия компании игроками рынка, а также установленная государством относительно высокая начальная цена (2,8 млрд рублей) привели к тому, что на конкурс не поступило ни одной заявки.

Эксперты считают, что покупать имеет смысл только контрольный пакет «Сибири». Однако чета Филевых до сих пор никогда не проявляла желания с ним расстаться. При этом по текущим рыночным котировкам «Сибирь» стоит не так уж и дорого. Вчера в РТС капитализация авиакомпании достигала 276 млн долл, 63,1-процентный пакет г-жи Филевой стоил 175 млн долл.

По мнению директора консультационного агентства Infomost Бориса Рыбака, «справедливая» цена должна быть выше. «Она должна включать в себя премию за самую широкую маршрутную сеть в России, которой располагает «Сибирь», - сказал г-н Рыбак газете «Время новостей». В то же время, ему кажется вполне возможным, чтобы «Аэрофлот» и частные акционеры «Сибири» нашли консенсус насчет цены вопроса: «Аэрофлот» находится сейчас в отличном финансовом состоянии, во всяком случае находился к началу нынешнего мирового кризиса. А гг. Филевы - трезвые бизнесмены и знают, что все на счете продается за хорошие деньги», -- считает эксперт.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Rambler