|
|
N°197, 23 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Порция морали
Германский минфин призвал к борьбе с налоговыми оазисами
Германия в ходе борьбы с финансовым кризисом, похоже, намерена нанести удар по странам с низкими налоговыми ставками. И если раньше она разоблачала порядки в Княжестве Лихтенштейн, то теперь, похоже, очередь дошла и до Швейцарии. Министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк во вторник в Париже, выступая на встрече коллег-министров 17 стран -- членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заявил, что Швейцария «создает такие условия, которые потворствуют укрывательству налогов немецкими налогоплательщиками». Альпийскую конфедерацию г-н Штайнбрюк потребовал включить в соответствующий новый черный список ОЭСР, который в окончательном виде будет составлен, как предполагается, к лету 2009 года. Германия, налоговые органы которой всерьез обеспокоены проблемой нелегального вывоза капитала за границу, особо подчеркнул г-н Штайнбрюк, готова бороться с налоговыми оазисами в одиночку, если в этом вопросе не будет достигнуто международное взаимопонимание. Министр иностранных дел Швейцарии Мишелин Кальми-Рей вчера на специальной пресс-конференции посчитала высказывания г-на Штайнбрюка в адрес ее страны «возмутительными и удивительными». Поэтому правительство поручило МИДу в Берне пригласить для соответствующих разъяснений германского посла Акселя Берга.
Сейчас, по данным ОЭСР, в мире можно выделить 38 стран с весьма строго соблюдаемой банковской тайной, где налоги либо низкие, либо вообще отсутствуют. В черном списке пока лишь три страны -- Андорра, Лихтенштейн и Монако. Тем не менее, по словам немецкого министра финансов, число стран с льготным налоговым режимом постоянно растет. Наряду с Лихтенштейном к ним теперь, как с сожалением отметил г-н Штайнбрюк, можно отнести Люксембург, Австрию и Швейцарию. «Швейцария вообще не предоставляет никакой информации, на основании которой можно было бы доказать нелегальный вывоз капитала», -- отметил он. С точки зрения германских правительственных органов уклонение от налогов является не только и не столько хозяйственной проблемой, сколько общественной. «Если мы в этом вопросе не будем сохранять бдительность, то наша общественно-экономическая система утратит свою легитимность, -- сказал г-н Штайнбрюк. -- Нам перестанут верить люди. Нам нужно пользоваться не только пряником, но и кнутом».
Представители Швейцарии были также приглашены на встречу в Париже, главные инициаторы и организаторы которой Германия и Франция. Однако Берн, видимо, предчувствуя назревающий скандал, от участия в ней отказался -- на том формальном основании, что швейцарцы якобы предпочитают иметь дело с полным кворумом ОЭСР, в который входят 30 стран.
Швейцария вчера решила ответить г-ну Штайнбрюку. Г-жа Кальми-Рей особо отметила, что правительство Швейцарии не устраивает «выбор слов», сделанный министром Штайнбрюком. В ходе парижской дискуссии, припомнила она, прозвучало слово «кнут», которое швейцарский МИД находит «неприемлемым». «В отношении страны-партнера так себя не ведут, -- сказала она. -- Послу в швейцарском МИДе будет высказано не только наше удивление, но и недовольство».
Несмотря на напряженность в отношениях между ведущими странами ЕС и Швейцарией, вызванную разницей в подходах к практике банковской тайны, г-жа Кальми-Рей заверила, что ее страна и дальше будет стремиться к диалогу с Евросоюзом.
Совершенно иным образом отреагировал на выступление г-на Штайнбрюка глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Не вступая в какие-либо дискуссии по этому щекотливому вопросу, г-н Юнкер в своем вчерашнем интервью телеканалу France-2 предпочел разобраться с проблемой в философском ключе: «Я полностью открыт и готов вести диалог о преимуществах банковской тайны и альтернативных правил. Но хотел бы, чтобы финансовые правила были сдобрены порцией морали». При этом он подчеркнул, что не его страна является «первопричиной» международного финансового кризиса.
Впрочем, на вопрос о том, почему представитель Люксембурга, несмотря на приглашение, также не прибыл в Париж на конференцию ОЭСР, г-н Юнкер ответил прямо: «Мы не обязаны подчиняться франко-германским вызовам. Люксембург не готов добровольно садиться на скамью подсудимых». И напомнил, что и во Франции существуют налоговые оазисы: «По части финансовой морали авторитет Франции ничуть не лучше, чем авторитет Люксембурга».
Юрий ШПАКОВ, Берлин