Время новостей
     N°198, 24 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2008
Заградительный отряд
"Единая Россия" хочет изменить под себя систему муниципальных выборов
Попытку обеспечить полное доминирование вслед за федеральным и региональными в муниципальных законодательных собраниях предпринимает «Единая Россия». Президиум генерального совета партии власти недавно рекомендовал своим депутатам в муниципальных собраниях инициировать переход на мажоритарно-пропорциональную систему выборов. То есть по партийным спискам. Пока в большинстве муниципальных парламентов страны уцелела система выборов по одномандатным округам. Это позволяет выкинутым на обочину политического процесса малым партиям время от времени проводить в муниципальные собрания своих депутатов и даже формировать там нанофракции.

Чем меньше мандатов будет распределяться между мажоритариями, тем меньше шансов на участие в политике останется у небольших партий, тем более что «Единая Россия» предлагает устанавливать в муниципалитетах проходной барьер, как на федеральных -- «не менее 7%». Как показывает опыт последних выборов в региональные законодательные собрания, преодолеть подобное препятствие не под силу даже некоторым парламентским партиям.

Идея перевода муниципальных выборов на смешанную систему витает в воздухе уже давно, однако указания генсовета «Единой России» были спущены на места только в этом месяце. Не исключено, что партия власти форсирует процесс в преддверии вступления в силу закона №131 об общих принципах организации органов местного самоуправления. Он начинает действовать в полном объеме с 1 января 2009 года.

Уже на этой неделе решение изменить местное законодательство о выборах приняли депутаты Челябинской городской думы. Планку доступа к мандатам для партийных списков планируется повысить с нынешних 5 до 7%. При этом, по информации «Времени новостей», изначально в городской Думе дискутировался вопрос о десяти- или даже пятнадцатипроцентном барьере. В итоге такая радикальная идея была отвергнута, хотя российское законодательство не мешает воплотить ее в жизнь. Пункт 16 статьи 35 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» гласит, что заградительный барьер «не может быть более 7%». Однако это относится только к законам субъекта федерации, то есть к выборам в региональные парламенты. А на муниципальном уровне местные депутаты вольны установить себе какую угодно планку. Именно этой законодательной лакуной пытается воспользоваться генсовет «Единой России», предлагая на муниципальном уровне семипроцентный порог в качестве не максимального, а минимального.

Этот принцип уже взяли на вооружение единороссы городской Думы Екатеринбурга: установленный в уральской столице 7-процентный барьер их больше не устраивает, и они предлагают поднять его до 10%. Глава свердловской областной избирательной комиссии Владимир Мостовщиков весьма благосклонно высказался об этой инициативе, полагая, что высокий проходной порог повысит работоспособность парламента. «Я являюсь сторонником такого подхода, который не превращал бы городскую Думу в собрание представителей большого количества политических организаций, -- заявил г-н Мостовщиков, -- потому что это будет только препятствием для возможности реализации принципа коллективизма». Этот пассаж как нельзя лучше характеризует самобытную трактовку российскими властями принципа представительности и многопартийности.

Законодательно оформить переход на смешанную систему выборов в самое ближайшее время планируется также в городских парламентах Кирова, Хабаровска, Тюмени. Проходной барьер везде будет достаточно высоким, чтобы минимизировать число реальных конкурентов. Стоит отметить, впрочем, что не везде рядовые единороссы единодушно поддерживают спущенные из центра инициативы. Так, в Новосибирске заседающие в гордуме «медведи» сочли внедрение смешанной системы «преждевременным» и попросили у партийного руководства отсрочки хотя бы до 2012 года.

Похожая история произошла летом в Барнауле: партия власти требовала ввести мажоритарно-пропорциональную систему уже этой осенью, но парламентарии проголосовали за введение партсписков только с 2012 года. По некоторым данным, принятие такого решения лоббировал мэр Барнаула Владимир Колганов. Как известно, в России то и дело вспыхивают конфликты интересов между мэрами региональных столиц и губернаторами субъектов федерации, причем последние, как правило, пользуются поддержкой административного ресурса в лице «Единой России». Не исключено, что в этой ситуации градоначальники не так-то легко откажутся от возможности контролировать избрание городских парламентов. Да и депутатам, большую часть которых составляют местные предприниматели, может быть удобнее вести диалог с географически (а иногда и финансово) близким мэром, чем с «Единой Россией», до которой и высоко, и далеко.

Тем не менее тотальный перевод муниципальных выборов на смешанную, а в отдаленной перспективе на чисто пропорциональную систему неизбежен. Открытым остается вопрос о пороге прохождения в муниципальные парламенты. «Заксобрания на местах часто малочисленны, -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член Центризбиркома Елена Дубровина, -- и при низком проходном барьере сложно распределить между всеми победителями небольшое число мандатов. Можно решить эту проблему, увеличивая численность депутатского корпуса, но это связано с бюджетом. Мы рекомендовали, чтобы минимальная численность депутатов в таких собраниях составляла хотя бы 20 человек». В то же время г-жа Дубровина подчеркнула, что уже сейчас готовы поправки в 16-й пункт 35-й статьи закона «Об основных гарантиях». Правило барьера «не выше 7%» предлагается распространить и на муниципалитеты.

Однако даже если такие поправки будут приняты, не исключено, что аномально высокий проходной барьер успеют использовать на ближайших муниципальных и районных плебисцитах. Прецедент есть: три года назад выборы в Московскую городскую думу прошли с применением 10-процентного барьера, хотя на столицу как на субъект федерации распространяются все ограничения 16-го пункта в его нынешнем виде. Центризбирком, которым тогда руководил Александр Вешняков, прямо требовал от московских властей привести столичное законодательство в соответствие с федеральным и снизить планку. И это было сделано, но уже задним числом, после выборов.

Наталья РОЖКОВА