|
|
N°198, 24 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мастер-план и «русский хаос»
В Эрмитаже обсудили перспективы музейного строительства
Конференция «Музеи мира в XXI веке: реконструкция, реставрация, реэкспозиция» была организована Эрмитажем, Институтом «Про Арте» и студией АМО/ОМА, которую возглавляет прославленный голландский архитектор Рем Колхаас. С докладами выступили директора, руководители экспозиционных и реставрационных групп, кураторы и управляющие ведущих музеев Европы и Америки.
Открывая конференцию, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил об изменениях функций музеев. Теперь это не только хранилища исторических и художественных ценностей: музеи задают направления научным поискам, формируют стили, преображают городское пространство, определяют туристические маршруты. Музей нередко оказывается перед выбором: подчиняться требованиям посетителей или становиться проводником в мир искусства и науки.
Большинство выступавших признали, что у всех музеев (независимо от масштабов и местоположения) проблемы сходные. Всем не хватает выставочных площадей и качественно оборудованных фондохранилищ; все вынуждены приспосабливать принципы экспонирования к запросам публики эпохи телевидения и Интернета. Хотя американские и европейские музеи решают эти проблемы по-разному, но в принципе все идут примерно одним путем. Кто-то возводит новые здания, кто-то углубляется под землю, строит подземные, соединяющие залы, проходы. Яркий проект -- археологический променад -- представил Государственный музей Берлина. Посетители попадают в музей через обширные подземные помещения, где размещены находки, знакомящие с работой археологов.
О том, как важно найти баланс между старым и новым, как не оказаться в положении, когда ты, приехав на другой конец света, приходишь в музей и понимаешь, что уже видел нечто подобное, говорила директор Института «Про Арте» Елена Коловская. По ее словам, нынешние музеи должны меняться, не переусердствовав в модернизации, сохраняя аутентичность места и не отставая от времени.
Такого рода проблемы стоят и перед Государственным Эрмитажем. Эрмитаж практически никогда не жил в соответствии с какой-то четкой эстетической концепцией. А увеличивающийся с каждым годом поток посетителей создает колоссальную нагрузку на здание и затрудняет восприятие экспозиции.
Именно поэтому заключительный день прошел под знаком Эрмитажа: в помещении Эрмитажного театра состоялся «круглый стол» на тему «Модернизация универсального художественного музея», где обсуждалась презентация грандиозного проекта «Эрмитаж 2014. Мастер-план», над которым трудились сотрудники музея и специалисты студии АМО/ОМА под руководством Рема Колхааса.
Как подчеркнул Колхаас, Эрмитаж слишком долго никуда не двигался, а потому тут возникли серьезные проблемы. Например, с логистикой -- нужно перемещать большие массы людей, нужно предоставлять большие помещения для постоянных экспонатов. Эрмитаж уникален тем, что он не только хранилище шедевров, он сам -- исторический и художественный экспонат. И это нужно учитывать при выработке концепции развития музея. В Эрмитаже 1200 помещений, несколько лет назад к ним прибавились еще 800 в Главном штабе. По площади Эрмитаж уже превосходит Метрополитен-музей в шесть раз, не говоря уж о тематическом разнообразии коллекций. По мнению Колхааса, он должен стать одним из самых значительных музеев XXI века.
Авторы концепции предлагают Эрмитажу отойти от единого музейного периметра, разбить его на отдельные фрагменты, таким образом, создать различные режимы восприятия искусства -- в зависимости от эпохи, стиля, здания, в котором расположена экспозиция. Концепция предлагает «оживить» вход в Новый Эрмитаж, то есть подъезд с Атлантами.
Колхааса раздражают шторы в залах, закрывающие вид из окон на Неву и Дворцовую площадь. Виды эти -- яркая часть экспозиции, надо думать, как включить городской пейзаж в выставочное пространство. Возможно, стоит восстановить исторический облик отдельных помещений. И уж точно необходимо особо значимые экспонаты вынести в отдельные залы -- только тогда посетители смогут оценить их в полной мере. Все эти замыслы, по остроумному замечанию архитектора, всерьез затрагивают «русский хаос, столь дорогой вашему сердцу».
Директор согласился с рядом предложений авторов концепции и пообещал, что подобные обсуждения будут продолжены.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург