Молчание бизнеса, не посмевшего осудить спонтанное правительственное решение о резком
повышении единого социального налога путем его замены на страховые взносы, намерены прервать политики. Инициатива исходит от правого крыла партии «Единая Россия», создавшего дискуссионную площадку «Клуб политического действия 4 ноября». На заседании клуба в среду единороссы, принадлежащие к правому крылу и называющие себя либералами, впервые позволили себе крайне нелестно высказаться о мотивах и расчетах, на основании которых были приняты решения о повышении ЕСН и фактическом отказе от снижения налога на добавленную стоимость.
Неодобрение решения премьера Владимира Путина, заодно и председателя "Единой России", меньше всего можно было ждать от единороссов. Тем более удивительным выглядел анонс мероприятия, сформулированный жестко. «Пришло время перестать планировать налоговую политику, исходя из дефицитов 2030 и 2050 годов. В 2030 году пенсии будут больше зависеть от состояния экономики, нежели от отчислений. Если к 2030 году в стране не появятся нормальные дороги, не будет хватать электричества, будет разваливаться ЖКХ, кого спасут 20--30 тыс. руб. пенсии и сколько они будут стоить», -- говорилось в приглашении на заседание клуба.
«Говорить сегодня о доверии к государству так же бессмысленно, как призывать голосовать за Явлинского», -- заявил депутат Госдумы от «Единой России» заместитель председателя бюджетного комитета Андрей Макаров. «Дикое решение о повышении ЕСН вместо обещанного снижения налогового бремени страшно самим фактом его объявления, а отнюдь не величиной повышения ставки; ясно, что до 2010 года все утрясется и ставку предложат иную, но сам по себе приказ выполнять, не рассуждая, очень тревожит», -- пояснил он. «Разбить налог на взносы -- даже технически невыполнимая задача, вместо одной налоговой проверки будут проверки трех фондов (Пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования. --
Ред.)?» -- задал он риторический вопрос.
Во время кризиса не нужно затевать повышения или понижения налогов, нужно решать локальные проблемы налогового законодательства, считает г-н Макаров. «В нарушение регламента Думы за три дня мы инициировали поправки о рассрочке НДС, нужно продолжать то же самое по налогу на прибыль», -- полагает он. Срочно нужно решать проблему с налоговыми санкциями против экспортеров, считает депутат. Дело в том, что в условиях массовых отказов контрагентов от оплаты вывезенной за рубеж продукции все экспортеры «попадают» на штраф в размере ставки НДС, если в течение 180 дней не представили документы, обосновывающие нулевую ставку. «Таких точечных проблем сегодня масса», -- резюмировал депутат.
«Почему же как правящая партия вы не можете потребовать общественной дискуссии по идиотскому решению с ЕСН, о разработке которого вы сами не имели ни малейшего понятия или хотя бы достойных объяснений от власти о настоящих мотивах повышения налогов?» -- спросил у единороссов один из лидеров «Союза правых сил» Борис Надеждин. Чтобы впредь подобные решения не принимались кулуарными методами, бизнес должен сегодня сформулировать однозначную позицию по вопросу ЕСН, считает он. «Стратегия для бизнеса: мы соблюдаем дисциплину и не лезем в политику -- себя не оправдала», -- полагает г-н Надеждин.
Отделить налоговую проблематику от ужасов мирового финансового кризиса у остальных выступающих не получилось, как они ни старались. «По мере расширения проявлений кризиса -- от фондового рынка к кредитному и валютному -- все больше опасений вызывает поведение населения, массово скупающего доллары», -- заявил ведущий научный сотрудник РАН Юрий Голанд.
«Государство само спровоцировало появление источника колоссального социального напряжения, для которого десять лет подряд раскручивались завышенные социальные ожидания», -- согласился политолог Иосиф Дискин. Выбрасывание на улицу как рабочих, так и высокообразованного «офисного планктона» ввиду начинающейся рецессии в экономике создаст питательную среду для разных социальных неприятностей, уверен он. Заявления о повышении налогов в этой ситуации -- не просто вопрос доверия бизнеса к власти, а переосмысление государством сути своей социально-политической функции, полагает политолог.
«В регионах уже расцвела махровая безработица», -- поделился наблюдениями сенатор Юрий Осинцев. «Все крупные компании, закупая товар, заставляют прописать в договоре положение об отсрочке платежа на 90--100 дней, весь малый и средний бизнес в результате не заплатит ни налогов, ни зарплат», -- опасается он. Уводу дискуссии от глобальных проблем к местным и понятным, как оказалось, участники были рады, активно поддержав тему.
«У малого бизнеса панических настроений пока нет, единственное, что сейчас нас беспокоит, это сокращение на треть оборотных средств, банки не проводят деньги, предлагая подождать две недели либо снять собственные средства с дисконтом», -- согласилась заместитель председателя "Деловой России" Елена Николаева. «Если нет оборотных средств, значит, нет прибыли, с которой уплачиваются налоги; все это, помноженное на перспективу повышения налогового бремени на фонд зарплаты заставляет уже сейчас многих предпринимателей просчитывать варианты увода налогов в тень",-- пояснила она «на пальцах» видение кризиса в широких предпринимательских массах.
"Иногда новации власти в отношении малого бизнеса вызывают чувства между раздражением и смехом», -- заявил депутат от «Единой России» Владимир Мединский, имея в виду разработанный в Минэкономразвития
законопроект о поддержке малого бизнеса, рассмотренный в сентябре в первом чтении. «Вместо того чтобы вовсе запретить проверки предприятий убэповцами на каком бы то ни было основании, проект закона говорит: после проверки должна быть выдана копия постановления». Такой закон о сокращении проверок -- просто профанация поручения президента сократить проверки малого бизнеса, считает г-н Мединский.