Время новостей
     N°58, 03 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2002
Степашин атакует
Счетная палата хочет пересмотреть Бюджетный кодекс в свою пользу
Сразу с трех сторон повела атаку Счетная палата, стремясь расширить свои полномочия и установить фактическую гегемонию в государственном финансовом контроле. В Госдуме уже около двух лет лежит проект закона о территориальных органах СП, а недавно Совет Федерации внес в нижнюю палату проект поправок в закон о Счетной палате.

И вот теперь обозначилось новое направление атаки. В начале года СП направила президенту письмо с очередным законопроектом, на сей раз о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Если палата пробьет хотя бы маленькую брешь в глухой стене, которой ее обнесло Министерство финансов, стремящееся положить конец экспансии ведомства г-на Степашина, СП может торжествовать победу.

Инициативы Сергея Степашина вызвали резко негативную реакцию со стороны правительства и Минфина. В отзыве на законопроект, уже поступившем в Счетную палату, Минфин не преминул заметить, что в соответствии с Конституцией, у СП не имеется законодательной инициативы в изменении и урегулировании бюджетного процесса, и это должно свести на нет все инициативы г-на Степашина.

В своих предложениях по изменению Бюджетного кодекса Счетная палата настаивает на тех же положениях, что и в законопроекте о внесении изменений в закон о СП. В частности, палата предлагает передать функции государственного финансового контроля только структурам, формируемым законодательными органами, а сама палата именуется в законопроекте как «высший орган государственного финансового контроля». Оба эти положения вызывают недовольство в Минфине, поскольку исключают органы исполнительной власти из системы финконтроля и ликвидируют контрольные функции самого Минфина. Придание же СП статуса «высшего органа» в системе контроля является, по мнению представителей Минфина и правительства, нарушением п.5 ст. 101 российской Конституции.

Счетная палата предлагает среди прочего ввести обязательное предоставление ей любой информации, какую она затребует, от Минфина, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка. Это должно стать основой для превращения СП в высший орган госфинконтроля. По мнению Минфина, такое расширительное толкование права палаты получать любую информацию выходит за пределы конституционного положения этого органа и нарушает «Закон о ЦБ», поскольку посягает на независимость Центробанка.

В схеме, предлагаемой Счетной палатой, Минфину, который сегодня является одной из основных контролирующих структур, отводится скромная функция методологического обеспечения внутреннего контроля и координации контрольной деятельности. Организация порядка внутреннего контроля должна, по идее СП, принадлежать правительству, а вот проверку эффективности работы органов внутреннего контроля палата оставляет за собой. Более того, СП настаивает и на предоставлении ей права проверять финансовую деятельность правительства.

Предлагая одинаковые, по сути, поправки в закон о Счетной палате и Бюджетный кодекс, ведомство г-на Степашина пытается выстроить возможную будущую систему финансового контроля в стране, где палате будет отведена главенствующая роль. А это даст ей неограниченные возможности, в том числе и в кадровых вопросах.

Для воплощения идей г-на Степашина и его окружения достаточно провести через Думу хотя бы один из трех законопроектов. Внесение изменений в закон о СП неизбежно повлечет за собой изменение Бюджетного кодекса, и наоборот. И тогда проекту закона о территориальных органах Счетной палаты будет открыта зеленая улица -- главный контрольный орган страны работать без подразделений на местах просто не может.

Анна ФЕОФИЛАКТОВА