|
|
N°58, 03 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лобовой удар
Следователи нашли виновника аварии у Ярославского вокзала
Крупнейшая за последнее десятилетие железнодорожная авария -- до статуса катастрофы ЧП не «доросло» из-за отсутствия погибших -- произошла в понедельник вечером в Москве. Всего в километре от перрона Ярославского вокзала на встречных направлениях сошлись маневровый тепловоз и пассажирский поезд №43 Хабаровск--Москва. Общее число пострадавших, по окончательным данным властей, составило 47 человек, в основном пассажиров. Вчера Московско-Ярославская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 263-1 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) и почти сразу назвала главного подозреваемого, по вине которого произошло столкновение. По мнению следователей, скорее всего обвинение будет предъявлено машинисту депо Московско-Ярославской железной дороги Петру Новичкову, который, управляя маневровым тепловозом, проигнорировал запрещающий знак семафора. Вину своего подчиненного вчера признал и первый замминистра путей сообщения Вадим Морозов, который, правда, оговорился, что следствию еще предстоит выяснить, почему именно машинист не обратил внимания на семафор.
По информации прокуратуры, авария произошла в 21.53 у станции Москва-3. В этот момент из депо «Ярославское» выехал маневровый тепловоз ЧС-3, который должен был отбуксировать несколько вагонов. Основной путь из-за приближающегося пассажирского состава уже был перекрыт, однако машинист сигнал семафора почему-то не заметил, а стрелка из тупика перевелась автоматически. Оба локомотива к моменту аварии двигались с небольшой скоростью -- пассажирский состав уже сбросил ее перед прибытием на вокзал до 20--25 км/час, у тепловоза она не превышала, по предварительным данным, вообще 10 км/час. Однако навстречу друг другу они вышли, когда расстояние между поездами не превышало уже 100 метров, и, учитывая инерцию многотонных махин, затормозить они не могли уже физически.
Как удалось выяснить следователям, машинист электровоза поезда №43 заметил опасность меньше чем за полминуты до столкновения. Включив аварийный тормоз, он отослал помощника из кабины и сам до последнего мгновения предпринимал все возможное, чтобы максимально сбросить скорость. Однако лобовой удар оказался даже при этом поистине чудовищной силы -- 60-тонный тепловоз более тяжелым пассажирским составом отбросило на несколько метров и перевернуло, а электровоз и три головных вагона хабаровского поезда сошли с рельсов, к счастью не завалившись на бок.
В общей сложности бригады «Скорой» насчитали на месте аварии 47 пострадавших, большинство из которых получили сильные ушибы и переломы. 18 из них пришлось отправить в Центральную больницу МПС, остальные же после осмотра и первой помощи на месте были отпущены. Вчера к вечеру, по данным прокуратуры, в больнице осталось только 10 пострадавших от столкновения, в том числе машинисты обоих локомотивов. Именно их состояние врачи оценивали как наиболее тяжелое -- Петр Новичков и Сергей Филиппов получили открытые переломы ног, ушибы грудной клетки и головы и оставались в реанимации. По мнению специалистов, встать на ноги они смогут не раньше мая.
Вчера же руководство МПС сообщило о согласовании в целом вопроса возмещения ущерба пострадавшим в этом ЧП. По словам представителя страхового общества «ЖАСО» Жанны Шануровой, поскольку страховка входила в стоимость билетов, все обратившиеся за медпомощью пассажиры получат компенсации, которые, правда, не превысят суммы 6 тыс. рублей.
Представители МПС в целом оценили происшедшее как проявление все продолжающейся с начала 90-х годов тенденции роста аварийности, причина которой самая простая -- нехватка средств на современные системы безопасности. Причем уже несколько лет назад, согласно статистике, железная дорога уступила пальму первенства самого безопасного средства передвижения водному транспорту.
Александр РАСКИН