Наука может подождать, а банкет состоится строго по расписанию. Судя по всему, именно этим убеждением руководствовались руководители Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), организовавшие вчера презентацию Большого адронного коллайдера для высокопоставленных чиновников из государств, финансировавших этот грандиозный международный проект. Перед пробным запуском БАК, естественно, никто и не подозревал, что до первой серьезной поломки самый крупный в мире ускоритель элементарных частиц проработает чуть больше недели, и торжественная церемония официального открытия научного объекта была запланирована заранее. Отменять ее не стали даже после того, как стало ясно, что ремонт затянется на месяцы, а повторный пуск коллайдера, причем опять же только в тестовом режиме, состоится не раньше весны. Разве что высоким гостям из 42 стран, в числе которых, например, президент Швейцарии Паскаль Кушпен, французский премьер Франсуа Фийон и российский министр образования и науки Андрей Фурсенко, покажут не действующую махину, а фотовыставку о строительстве 27-километрового кругового тоннеля в Альпах.
Нежелание директора ЦЕРН Робера Аймара и руководителя проекта коллайдера Лиина Эванса ударить в грязь лицом вполне объяснимо -- БАК обошелся спонсорам проекта в 5,46 млрд долл., его запуск изначально планировался на весну этого года, и очередную паузу необходимо было как-то компенсировать. Хотя бы публично рассыпаться в благодарностях участникам проекта, что и собирался сделать г-н Аймар, ранее заявлявший, что церемония открытия коллайдера «станет возможностью выразить им благодарность от имени всего мирового сообщества физиков, работающих в области элементарных частиц». Вчера директор ЦЕРН еще раз заверил высоких гостей в том, что «ввод в строй Большого адронного коллайдера -- это начало новой эры научных исследований». Приглашенные же на церемонию именитые ученые постарались максимально доступно объяснить, прорывы в каких областях могут дать эксперименты с элементарными частицами внутри ускорителя, как именно будут собирать доказательства существования бозона Хиггса, симулировать Большой взрыв, в котором и зародилась Вселенная.
Видимо, дабы подтвердить тезис о новой эре научных открытий, банкет был организован «высокотехнологично» -- гостям предлагались блюда от известного итальянского адепта так называемой «молекулярной гастрономии» шеф-повара Этторе Боччиа, использующего на кухне новейшие химические достижения для получения необычных консистенций давно известных продуктов и оригинальных вкусовых сочетаний. Других доказательств присутствия в тоннелях коллайдера большой науки по понятным причинам и быть не могло. Как известно, запущенный в тестовом режиме 10 сентября БАК уже 19-го был выведен из эксплуатации.
Второй задачей, стоявшей вчера перед директором ЦЕРН, было убеждение гостей и спонсоров в том, что ЧП на ускорителе было своего рода несчастным случаем, а не системной ошибкой, вызванной просчетами при проектировании и строительстве. Об этом Робер Аймар и заявил в своей речи, признав, впрочем, что «все предусмотреть невозможно, и некоторые узлы можно было протестировать, только полностью завершив конструкцию системы». Эти его слова призваны дополнить обнародованные ранее официальные результаты расследования непредвиденного выхода ускорителя из температурного режима, близкого к абсолютному нулю. В конце сентября эксперты признали, что
причиной тому стало нарушение соединения между сверхпроводящими электромагнитами и последующая утечка гелия.
Как ранее заявлял пресс-секретарь ЦЕРН Джеймс Джиллис, устранение последствий аварии на БАК и ремонт коллайдера займет не меньше двух месяцев, что, по сути, делает невозможным запуск огромного ускорителя до весны. Дело в том, что работа Большого адронного коллайдера требует огромных энергозатрат, и в холодное время года даже самые увлекательные эксперименты на нем представляются необоснованными как с экономической точки зрения, так и из соображений безопасности.