Премьер одобрил транспортную стратегию до 2030 года и убедил жителей Новосибирска в отсутствии кризиса
Второй день
сибирской поездки премьер-министра Владимира Путина (после Красноярска вчера он навестил Новосибирск) оказался чрезвычайно плодотворным. Он успел провести совещание
по стратегии развития транспортной системы РФ до 2030 года, встретиться с вкладчиками и президентом Альфа-банка, а также посетить выставку инновационных разработок транспортных вузов России в Сибирском государственном университете путей сообщения и общественную приемную "Единой России", которые теперь по всей стране официально называются приемными Путина. И везде пытался убедить людей, что никакого кризиса в России нет.
Во время посещения Сибирского университета путей сообщения студент заговорил с премьером о транспортной стратегии до 2030 года, которую правительство собиралось одобрить буквально через час. Студент сообщил, что рассчитал инвестиционные риски исходя из кризиса, «гуляющего по стране». «Нет, -- ответил ему г-н Путин. -- У нас кризиса нет». Студент решил не спорить с таким авторитетным мнением. «У нас есть сложности», -- увещевал глава кабинета уже другого студента в новосибирской общественной приемной лидера партии «Единая Россия». Студент, похоже, верил с трудом, потому что расспрашивал премьера, сохранятся ли в будущем году кредиты на образование. «Слава богу, кризиса нет, а проблемы, надеюсь, мы решим», -- настаивал Владимир Путин.
Отдельным маленьким шедевром пропагандистской работы премьера стала встреча в одном из отделений Альфа-банка в Новосибирске. В нем г-н Путин совершенно случайно обнаружил не очередь из спешащих снять вклады, а наоборот, вкладывающих деньги. Женщина средних лет о чем-то раздумывала, а потом посоветовалась с высоким гостем: «Вот хотела на полгода вклад открыть, а меня уговаривают на год. Что делать?» Владимир Путин подбадривающе закивал: «Правильно уговаривают, теперь вы здесь вообще эксклюзивный клиент», -- намекнул он на свое посредничество и поглядел через плечо на притаившегося рядом президента Альфа-банка Петра Авена. Женщина явно не верила своему счастью: «Я сейчас сознание потеряю». «Сознание терять не надо», -- отреагировал премьер.
Демонстрировать решимость победить мировой кризис в отдельно взятой России премьер продолжал в разговоре с представителем малого бизнеса, зашедшим в общественную приемную Путина. Предприниматель поведал, что не может взять кредит. Г-н Путин махнул кому-то рукой и стал рассказывать о намерениях правительства увеличить поддержку малому бизнесу, которая составляет в бюджете 2008 года 3,4 млрд руб., в разы. Сообщил, что кредитование пойдет через Сбербанк. И тут возник "рояль в кустах". В приемную буквально вбежал пунцовый Петр Авен. «Вот кредит малый бизнес получить не может», -- заулыбался премьер. «Да что вы, -- ахнул г-н Авен. -- У нас кредитный портфель 20 млрд долл., из них 20% -- это малый бизнес». «Ну так дайте», -- посоветовал Путин. «Если надежная фирма...» -- начал было банкир, но не успел договорить. Глава правительства дал понять, что тактика неверна. Авен понял, что в данном случае легче дать. «Правда, сейчас ставки были высокие, -- попробовал оправдаться он. -- Но, думаю, они будут снижаться».
Разве что участники транспортного совещания не сумели по достоинству оценить антикризисный пиар главы кабинета министров. Обсуждая проект стратегии развития транспорта до 2030 года, министры, губернаторы и представители транспортных монополий с завидным упорством рассказывали, какие потери они несут ввиду кризиса. И какие еще будут нести. Им явно было страшно. А вот масштаб стратегии с фантасмагорической ценой в 170 трлн руб., из которых 60% внебюджетные средства, никого не напугал.
Презентовавший проект стратегии глава Минтранса Игорь Левитин рапортовал так, будто это была поэма. «Выбран инновационный сценарий», -- утверждал г-н Левитин. По его словам, к 2030 году протяженность отечественных дорог удвоится, а издержки при их строительстве снизятся на треть. Сроки доставки грузов сократятся на четверть. «Некоторые инновационные подходы уже есть, другие будут разрабатываться по ходу. Прошу одобрить стратегию», -- попросил он.
Но г-н Путин развернул дискуссию. Высказался и сам. "Подготовленная Минтрансом России стратегия на период до 2030 года -- это комплексный документ, сводящий воедино планы развития отдельных видов транспорта, а также позволяющий, что называется, "заглянуть за горизонт" -- определить перспективный облик отечественной транспортной системы", -- отметил глава правительства. "Разумеется, жизнь будет вносить свои коррективы, но принципиальные решения нужно принимать сейчас". По мнению премьера, "необходимо добиться решения важнейшей социальной задачи -- обеспечить доступ к качественным и надежным транспортным услугам для всех граждан, независимо от их места жительства. Пока же 10% населения проживают в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с сетью автодорог".
"Считаю, что в обозримой перспективе нам вполне по силам избавиться от этих "медвежьих углов". Провести дороги с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективы развития", -- заявил премьер-министр. Г-н Путин сообщил, что проект стратегии предусматривает сокращение к 2030 году доли граждан, проживающих в населенных пунктах, не обеспеченных выходом на сеть автомобильных дорог общего пользования, с 10 до 2%. В проекте, в частности, предусматривается снижение удельного веса транспортных издержек в себестоимости продукции с 20 до 13%, увеличение транзитных перевозок с 28 млн тонн до 100 млн тонн к 2030 году. По словам премьера, в проекте стратегии предусматривается снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду в два раза, энергоемкости транспортного комплекса -- на 30%.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина заверила собравшихся, что в стратегии выверены все экономические показатели.
Глава РАО «РЖД» Владимир Якунин не поддержал оптимистический тон дискуссии. Он сообщил, что с начала октября производители сокращают поставки цемента, металла и другой важной продукции более чем на 20%. По его словам, «все это результат финансовых, не нами произведенных сложностей». Г-н Якунин предупредил и о последствиях: «Мы вынуждены будем резать инвестпланы».
«Рынки прозябают на 40%, -- вторил г-ну Якунину губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. -- Без вас, Владимир Владимирович, просто не обойтись. Шахтеры вас не подведут. Только дайте отдушину -- возможность отгружать на экспорт, просил бы не зажимать».
«В связи с мировыми проблемами снижаются объемы перевозок и цены на них, -- вроде бы согласился г-н Путин. -- Однако доходы хотя и будут поменьше, но и тратиться придется меньше. Мы знаем все турбулентные процессы в мире, но они будут действовать максимум до конца года. А мы с вами принимаем стратегию до 2030 года».
...Самый откровенный диалог случился у премьера с женщиной -- директором по персоналу в общественной приемной. Никому и в голову не могло прийти, что эта миловидная дама задаст самый неприятный для г-на Путина вопрос. Заговорила она о пенсиях, а потом вдруг спросила: «Вы повысили ЕСН. А как же снижение налогов на малый и средний бизнес?» Про средний премьер и вовсе забыл. Про малый сказал, что ситуация сбалансирует переходный период для тех, кто будет заниматься инновациями и сельским хозяйством. Женщину ответ, видимо, не устроил: «А вы не боитесь, что остальные уйдут в тень?» «Мы исходим из того, что не уйдут», -- откликнулся Владимир Путин. И тут произнес настоящий афоризм: «Мы вынуждены были принять взвешенное и хорошо продуманное решение».