|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Электронный кеш
Электронной торговлей в Рунете называется до сих пор по большей части виртуальная прогулка с целью поглазеть на витрины. Это связано с несколькими проблемами, не позволяющими нормально оплачивать выбранный товар прямо в Сети.
Во-первых, слой виртуального населения, имеющего пластиковые карты, да и вообще банковские счета, слишком тонок. Во-вторых, даже покупатель с "пластиком", наученный горьким опытом и громкими скандалами, связанными с мошенничествами в Сети, остерегается выставлять напоказ всему Интернету самое заветное -- сведения о карте, которые дают доступ к его счету. В-третьих, до сих пор отсутствует правовая основа для использования так называемой электронной подписи, делающей переход денег со счета на счет несколько безопаснее.
Тем не менее в Рунете существует уже несколько платежных систем, предоставляющих обходные пути вокруг всех этих препятствий. Исследовательская фирма "Ламинфо" называет среди них CyberPlat (основанную на системе ASSIST), PayCash, Webmoney Transfer, ЭлИТ, к которым стоит также добавить недавно возникшую систему e-port, присоединившуюсЯ к CyberPlat.
CyberPlat -- детище Платина-банка, выделенное недавно в отдельную компанию. Работает система на основе программы ASSIST санкт-петербургской фирмы "Рексофт".
Оплата покупки "пластиком" ведущих мировых систем и российской Union Card требует регистрации покупателя в банке. При этом сведения о нем в магазин не передаются. В магазине покупатель наполняет виртуальную корзину, после чего его платежеспособность проверяется банком, который дает разрешение на проведение платежа и переводит деньги.
Созданная компанией "АйТи" для Автобанка, система ЭлИТ также ориентирована на "пластиковые" платежи независимо от банков, выпустивших карты. Получив уникальное имя и пароль, покупатель может отправиться за покупками с любого подключенного к Сети компьютера, а не только со своей домашней "персоналки".
Среди преимуществ ЭлИТ в "Ламинфо" называют ее открытость для использования с любыми бухгалтерско-складскими программами, которыми оборудован виртуальный магазин, и возможности статистического анализа информации.
Система PayCash, разработанная в петербургском банке "Таврический", принципиально отличается от предыдущих тем, что все расчеты проводятся при помощи специальной программы "Кошелек". С ее помощью будущий покупатель открывает со своего домашнего компьютера счет в банке и любым доступным способом перечисляет на него деньги. Чтобы расплачиваться через PayCash, покупатель создает у себя в компьютере при помощи "Кошелька" одну или несколько платежных "книжек", на которые по мере надобности переводит нужные суммы со своего счета. Таким образом, оплата производится анонимно и прямо из компьютера.
Исследователи "Ламинфо" предупреждают, что в PayCash действуют "электронные наличные", которые, как и обычные бумажные деньги, можно потерять, если компьютер покупателя "рухнет" или его украдут. ‚ этом случае он лишится суммы, которую уже перевел в компьютер и не успел потратить.
Система Webmoney Transfer была задумана для пользователей Интернета, не имеющих возможности или желания использовать кредитные карточки. Здесь, как и в PayCash, расчеты ведутся при помощи специальной программы WebMoney Keeper. Тут тоже денежные средства хранятся в "кошельках", которые, однако, располагаются в банке на специальных счетах. Расплачиваться из них можно только в магазинах, принимающих в оплату Webmoney. С недавнего времени при помощи специальных скретч-карт, продающихся в Њоскве и Петербурге, стало возможно запускать систему и пополнять "кошельки". Гарантом проведения рублевых платежей выступает некоммерческая организация "ВМ-Центр"И, имеющая счета в московском Градо-банке, а долларовых -- американская IMTB Inc., которую обслуживает Bank of Cyprus.
"Кошельки" можно создавать для разового использования и уничтожать сразу после завершения сделки. Система позволяет покупателю дать магазину разрешение на перевод денег только после того, как товар доставлен и клиент удовлетворен его качеством.
Совершенно особняком стоят в этом ряду скретч-карты e-port, выпущенные компанией "Автокард Холдинг", начинавшей свой карточный бизнес с создания системы безналичных карточных расчетов на московских АЗС.
Преимущества скретч-карт перед кредитными картами заключаются в их анонимности при расчетах, недоступности личной информации о владельцах и, следовательно, в низком риске мошенничества. Стерев защитный слой, пользователь получает доступ к номеру карты и пин-коду, с помощью которых пополняет через Сеть свой счет на "домашней странице" e-port. Сейчас идет подготовка к включению карт e-port в систему CyberPlat. Есть сведения, что ими заинтересовались и создатели PayCash.
А.Л.