|
|
N°196, 22 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нормальное сумасшествие
Чарльз Гейл выступил в «Доме» с трио
Американский саксофонист и пианист Чарльз Гейл в Москве не впервые. Культурный центр «Дом» и домовская публика очень любят этого странного чернокожего, играющего настоящий фри-джаз. Пусть несколько устаревший, но настоящий.
Насколько я помню, в прошлые приезды выступление Гейла было частью фестиваля, а играл он соло -- на саксе и фоно. В этот раз Гейл привез с собой постоянный состав, отличную ритм-секцию за барабанами -- немец Клаус Кугель. На контрабасе -- Хиллиард Грин. У коллектива получилось мини-турне по России: Калининград, Санкт-Петербург, Москва.
Кугель -- маститый человек, поигравший с джазистами-авангардистами разных стран и народов: с Меттью Шипом, Вячеславом Ганелиным, Петрасом Вишняускасом, Бобо Стенсоном и другими современными музыкантами, чьи имена непосвященным ничего не скажут, а у посвященных вызовут блаженный трепет. (Кстати, скоро в Москве выступит вышеупомянутый шведский пианист Бобо Стенсон.) Барабанная игра Кугеля -- это, что называется, «фирма»: рваный ритм, неожиданные сбивки, свободные куски, десяток барабанных палочек... Все, как полагается. Нормальное сумасшествие. Все по науке, но не сказать, чтобы страстно. Грин в этом плане был более вдохновенен, и вообще, похоже, поразил публику не меньше, чем Чарльз Гейл. Ну и сам Гейл, конечно, великолепен. Во всяком случае это касается его игры на саксофоне. Когда он садится за фортепиано, он «включает» не то Телониуса Монка, не то Сесила Тейлора (с последним, кстати, записывался). Кстати, фортепиано -- первый инструмент Гейла, он начал учиться играть на нем в раннем детстве, а саксофон освоил сам или, точнее сказать, оказался прирожденным саксофонистом, со своим тоном и фразировкой. И из каких-то своих философских и христианских соображений ударился именно в джазовый авангард, который и в период расцвета этого жанра мало кто хотел слушать.
Среди многообразных джазовых стилей «фри» -- это такой нелюбимый ребенок, который таковым останется навечно (к радости эстетствующих сектантов), несмотря на то, что зачинщику этого безобразия, саксофонисту Орнетту Коулмену пару лет назад дали «Грэмми» за «достижения в течение жизни». Фри-джаз родился в борьбе с джазовыми клише, но сам стал клише. И даже его человеческую тему, социальную и антирасистскую, тему фри-джаза в миллион раз более успешно и доходчиво развивает хип-хоп. Но почему-то это клише как вызывало раздражение у большинства любителей джаза, как шокировало пресловутого «обывателя», так и продолжает вызывать и шокировать. А с третьей стороны, многие современные джазмены, в основном европейские, вовсю используют идеи «свободного» джаза, достигая больших успехов. Что уж совсем несправедливо. Но таким матерым старикам, как Чарльз Гейл (по слухам, он двадцать лет жил на улице, там же и дудя на саксофоне подаяния ради), на это, судя по всему, наплевать. Верующий христианин Чарльз Гейл играет ради высшей цели. И это видно, слышно и понятно. Вне зависимости от того, нравится вам фри-джаз или нет.
Александр БЕЛЯЕВ