Время новостей
     N°195, 21 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2008
«Вышли на коррупционные схемы»
Государство считает «достаточными» меры по борьбе с высокими ценами на авиатопливо
Президент Дмитрий Медведев вчера заявил, что Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба принимают «достаточно» мер по борьбе с высокими ценами на авиакеросин. Глава государства в последние несколько дней обсуждал эту тему с вице-премьерами Сергеем Ивановым, отвечающим за транспорт, и Игорем Сечиным, курирующим энергетику (см. «Время новостей» от 17 и 20 октября), а вчера -- с генпрокурором Юрием Чайкой. Решено, что добиться снижения цен можно, если авиакомпании будут заключать долгосрочные договоры напрямую с поставщиками керосина, минуя аэропортовые топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Впрочем, не все авиакомпании полагают, что такая мера поможет: ТЗК добровольно не отдадут рынок, сосредоточившись только на хранении топлива, как предполагают чиновники.

На встрече Дмитрия Медведева и Юрия Чайки был подведен промежуточный итог работы по снижению цен на авиакеросин. «Одной из основных причин подорожания авиатоплива является злоупотребление должностными лицами, компаниями-производителями доминирующим положением, прежде всего это навязывание невыгодных условий авиакомпаниям, -- заявил генпрокурор. -- Заключая договор с поставщиками топлива только на месяц, авиакомпания продает билеты за два-три месяца... Кроме того, поставщики топлива требуют стопроцентную предоплату за топливо. Поэтому, естественно, авиакомпании находились в невыгодных условиях. Резкое повышение цен на авиакеросин -- одна из причин задержек авиарейсов. Нарушение прав граждан прежде всего связано с этим». Г-н Чайка указал, что он по поручению президента три дня без выходных работал над этой проблемой: «Что мы сегодня сделали? Мы внесли уже 19 представлений об устранении нарушений законодательства, объявили 15 предостережений должностным лицам, возбудили несколько дел по административным правонарушениям. По поручению Генеральной прокуратуры Федеральная антимонопольная служба открыла более 20 дел о нарушениях антимонопольного законодательства, два уголовных дела возбуждено из-за отказа заправлять топливом, одно -- по Красноярску, второе -- по Домодедово. Кроме того, мы вышли на коррупционные схемы. В одном из аэропортов на протяжении нескольких лет топливо поступало непосредственно от завода-производителя, сидела фирма-посредник, которая заработала несколько десятков миллиардов рублей за этот период, деньги перечислялись на подставные фирмы. Тоже возбудили уголовное дело». Что это за фирма, генпрокурор почему-то умолчал, но очевидно, что такие обороты могли быть лишь в крупных московских аэропортах.

Президент положительно оценил усилия чиновников: «У меня единственное пожелание -- чтобы вы все это, естественно, довели до конца и потом проинформировали об этом всю заинтересованную общественность. Я понимаю, что не все зависит от поставщиков, тем не менее их вклад в стоимость билетов (поставщиков топлива я имею в виду) является решающим, и они должны вести себя прилично, заключая соответствующие соглашения, думать не только о собственных интересах, но и об интересах людей. Поэтому те меры антимонопольного воздействия, которые вы приняли вместе с Федеральной антимонопольной службой, я считаю необходимыми и пока достаточными. Если потребуются какие-то другие меры, мы с вами еще об этом поговорим». Юрий Чайка ответил: «Хорошо, все сделаем».

Впрочем, представитель одной из самых крупных российских авиакомпаний заявил «Времени новостей», что не верит в эффективность принимаемых чиновниками мер. Заключать прямые долгосрочные договоры с нефтяными компаниями вряд ли возможно, считает он. Ведь фактически получается, что нужно заключать договоры абсолютно со всеми российскими нефтяными компаниями, так как самолеты летают в самые разные регионы, где работают разные нефтеперерабатывающие заводы. Но это полбеды. Главная проблема -- это хранение топлива в аэропортах. Этим занимаются ТЗК, которые сейчас сами закупают авиакеросин и затем перепродают его авиакомпаниям. И если авиакомпания захочет не покупать у них топливо, а лишь пользоваться услугами по хранению, то очевидно, что ТЗК ей либо попросту откажет, либо выставит огромную цену за хранение, либо будет чинить какие-либо другие препятствия, заставляя вернуться к прежней схеме.

Тем не менее некоторые авиакомпании уже начали переходить на прямые договоры с нефтяниками. В частности, пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов заявил «Времени новостей», что у его компании уже несколько таких договоров, однако называть авиакомпании, согласившиеся работать на этих условиях, и регионы он не стал. Авиаторы вчера не комментировали ситуацию. Г-н Долгов также указал, что ЛУКОЙЛ на 9% снизил цены на авиакеросин, причем уже третий раз за последнее время: "В августе компания уменьшала их дважды -- на 4 и на 5%". Сегодня о снижении цен на авиатопливо обещает сообщить ТНК-ВР.

Иван ГОРДЕЕВ, Николай ГОРЕЛОВ