|
|
N°194, 20 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не буди лихо
Госдума приняла бюджет на 2009--2011 годы практически в неизменном виде
Госдума приняла в пятницу проект бюджета на 2009--2011 годы, что называется, без учета конъюнктуры. Видимо, и правительство, и депутаты решили действовать по принципу "не буди лихо". Несмотря на падение цен на нефть, обвал на фондовых рынках и очевидные проблемы в российской финансовой системе, антикризисным новый трехлетний бюджет пока назвать трудно. Правительство предпочло не акцентировать внимания на том, что произойдет, если внешняя и внутренняя конъюнктура будет по-прежнему ухудшаться, войдя в противоречие с заложенными в бюджете параметрами, и из каких источников будет покрываться возможный дефицит, если национальные резервы придется тратить одновременно на укрепление банковской системы, расплату по корпоративным внешним долгам, поддержку курса рубля и компенсацию оттока капитала. Депутаты, со своей стороны, предпочли не задавать много вопросов, и свели антикризисную составляющую бюджета лишь к выделению дополнительных средств на поддержку финансового рынка.
Наконец приехавший на Охотный Ряд вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, которому в последнее время удавалось избегать посещения Думы, ознакомил депутатов с состоянием мировой конъюнктуры. Отметив взаимосвязь российской и мировой экономики, он сообщил, что последние два-три месяца на мировом рынке усиливаются риски. "Сейчас наступает жесткая рецессия", -- предупредил вице-премьер, указав, что, согласно последним прогнозам, в 2009 году США и Европу ожидает нулевой экономический рост. Такого падения роста, по его словам, не было ни разу за последние 18 лет. В этой связи г-н Кудрин припомнил депутатам, сколь долго приходилось ему убеждать их в целесообразности проводимой Минфином политики накопления денежных резервов. Депутаты согласились с ним, хотя и усомнились в верном расходовании накопленных средств. Выделение 175 млрд руб. на выкуп государством акций крупных компаний в бюджете следующего года и увеличение оборонных расходов на 60 млрд руб. показались приоритетными далеко не всем народным избранникам.
Минфин со своей стороны не поддержал депутатское предложение о формировании бездефицитного бюджета (он по-прежнему планируется с профицитом), равно как не согласился с предложенным Оксаной Дмитриевой («Справедливая Россия») аварийным снижением налогов. Как не сказал ничего и о том, намерено ли правительство отказаться от своих планов резко (на 8%) повысить с 2010 года налог на фонды оплаты труда предприятий. Не прошла и поправка депутата Геннадия Кулика о компенсации сельхозпроизводителям роста цен на дизельное топливо. Себе в заслугу Минфин поставил сохранение в трехлетнем бюджете прежних объемов финансирования федеральных программ и нацпроектов. Планы по повышению зарплат бюджетникам, стипендий учащимся и окладов военнослужащим также не претерпели изменений.
В итоге нижняя палата приняла бюджет, который, хотя цены на нефть марки Urals упали сейчас до 65--66 долл. за баррель, рассчитан на следующий год исходя из цены 95 долл. за баррель (90 и 88 долл. на 2010 и 2011 годы соответственно). Причем, как напомнил депутатам Алексей Кудрин, даже за этот уровень цен пришлось в июне сражаться с думской оппозицией, заявлявшей, что Минфин закладывает в бюджет необоснованно низкий прогноз (в июне нефтяные цены приближались к 130--140 долл. за баррель).
Нынешнее падение сырьевых цен если и обескуражило министра финансов, то депутатам он в этом не признался. Накануне рассмотрения бюджета министр финансов заявил, что бюджет на 2009 год может быть бездефицитным при цене на нефть в 70 долл. за баррель; на пленарном же заседании он уверял, что падение цен не является фатальным. Впрочем, в правительстве не верят, что в ближайшие годы нефтяные цены вновь возрастут до уровня этого лета. По некоторым сведениям, в правительстве полагают, что цена нефти в ближайшее время не превысит 60--70 долл. за баррель.
Прогнозы по инфляции на следующий год депутаты также не пересмотрели. Впрочем, эти прогнозы никогда особой объективностью не отличались. Пока что на 2009 год инфляция заложена в размере 8,5%. Цифра уже сейчас представляется фантастичной, учитывая, что на текущий год официальный показатель инфляции (первоначально установленный в размере 7%) был изменен до 10,5--11,8%. А после вливания денег в экономику для устранения проблем с ликвидностью Центробанк и Минфин признали, что прогноз на этот год вновь придется пересмотреть в сторону увеличения -- вплоть до 13%. Правда, если начнется спад доходов населения и серьезный кризис у производителей и в торговле, инфляция в ближайшие годы действительно может снижаться.
С другой стороны, стимулирующее воздействие на инфляцию может оказать уже начавшаяся, по сути, девальвация рубля. Вопрос в том, насколько плавной она будет. Если ее темпы будут не драматическими, то прямыми последствиями станет, например, удорожание зарубежных отпусков для соответствующей части россиян и подорожание импортных товаров -- как инвестиционных, так и потребительских. Однако снижение доходов и спроса будет препятствовать резкому удорожанию. Однако если девальвация окажется слишком глубокой, это чревато, кроме прочего, паникой. Как заявил в Госдуме глава Счетной палаты Сергей Степашин, внешний долг России (в основном корпоративный) сегодня составляет 550 млрд долл. и сравним с размером золотовалютных запасов страны. Если резервы будут сокращаться такими же темпами, а цена нефти падать, как это происходило в последний месяц, то не исключено, что ЦБ пойдет на девальвацию рубля ради сохранения своих резервов.
В третьем чтении бюджет 2009--2011 годов Госдума рассмотрит 31 октября.
Править трехлетний бюджет правительство с депутатами, судя по всему, будут уже по факту: в зависимости от того, насколько велико будет падение рынков и как это скажется на положении дел в реальном секторе. Точно так же, как сегодня переписывается бюджет текущего, 2008 года.
Одновременно с рассмотрением во втором чтении бюджета 2009--2011 годов, депутаты в пятницу приняли в первом чтении поправки в бюджет 2008--2010 годов. По итогам пятничного рассмотрения в бюджете нынешнего года перераспределяется 172 млрд руб. Из них 75 млрд руб. будет вложено в уставный капитал Внешэкономбанка на поддержку финансового рынка. 60 млрд руб. пойдет Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. На ликвидацию последствий грузино-югоосетинского конфликта в рамках закрытых статей выделяется 17 млрд руб. Дополнительные 202 млн руб. предлагается направить на возмещение расходов органов внутренних дел на мероприятия по защите граждан в Южной Осетии.
Основные характеристики федерального бюджета 2009--2011годов
Доходы: в 2009 году -- 10 927,1 млрд руб. (18,98% ВВП); в 2010 году -- 11 733,6 млрд руб. (18,81% ВВП) и в 2011 году -- 12 839,0 млрд руб. (18,06% ВВП),
Расходы: в 2009 году 9 024,7 млрд руб. (18,8% ВВП), в 2010 году -- 10 320,3 млрд руб. (18,8% ВВП), в 2011 году -- 11 317,7 млрд руб. (18,1% ВВП).
Объем ВВП: в 2009 году -- 51 475 млрд руб. (106,0% к 2006 году), в 2010 году -- 59 146 млрд руб.; в 2011 году -- 67 610 млрд рублей.
Уровень инфляции: в 2009 году -- 8,5%; в 2010 году -- 7,0%; в 2011 году -- 6,8%.
Среднегодовой курс рубля к доллару США: 24,7 в 2009 году; 26,0 -- в 2010 году и 27,3 -- в 2011 году.
Увеличение денежного содержания федеральных госслужащих и военнослужащих: с 1 августа 2009 года на 8,5%, с 1 января 2010 года на 7,0% и с 1 января 2011 года на 6,8%. Увеличение заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в 2009 году будет осуществляться с учетом введения новых систем оплаты труда и с учетом увеличения с 1 декабря 2008 года на 30% бюджетных ассигнований, для чего в 2009 году предусматриваются дополнительные ассигнования в размере 114,1 млрд руб., с последующей индексацией.
Нацпроекты
«Образование» -- объем расходов в 2009 году -- 30,9 млрд руб., в 2010 году -- 7,9 млрд руб. и в 2011 году -- 7,9 млрд руб., в том числе на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов по 3,0 млрд руб. ежегодно.
«Здоровье» -- в 2009 году -- 111,9 млрд руб., в 2010 году -- 105,9 млрд руб. и в 2011 году -- 109,3 млрд рублей.
Ирина СКЛЯРОВА, Иван ГОРДЕЕВ