Время новостей
     N°195, 21 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2008
Завтра не умрет никогда
Фестиваль 2morrow завершился вчера
Фестиваль 2morrow (в просторечии -- «Завтра») во второй раз продемонстрировал столичным синефилам, что всего за несколько дней на одной-единственной площадке и при весьма скромном по фестивальным меркам количестве фильмов (около четырех десятков, включая короткометражки) можно составить вполне адекватное представление о том, что происходит сегодня в мировом кино -- без лишнего ажиотажа, с удовольствием и даже некоторой расстановкой.

К программам претензий нет и не может быть по определению. Единственное, довольно неожиданным оказалось весьма скромное присутствие в фестивальных программах восточного кино -- того самого «азиатского экстрима», который вот уже долгое время автоматически ассоциируется с по-настоящему прогрессивными современными тенденциями, да и вообще чего-то мало-мальски ориентального (сложно представить себе кинофестиваль, на котором, скажем, нет ни одного иранского фильма, однако вот пожалуйста, бывает и так) -- из десяти конкурсных фильмов не было ни одного азиатского. Что до внеконкурсных программ, то в них Восток был представлен мини-ретроспективой главного японского аниматора Хаяо Миядзаки (классический «Порко Россо» 1992 года про итальянского летчика 30-х годов с головой хряка и «Шепот сердца» 1995 года Есифуме Кондо по сценарию Миядзаки, совершенно нефантастическая мелодрама о начинающей писательнице Синдзуку, озабоченной выбором жизненного пути); очередным фильмом неутомимого Такаши Миике «Вороны: Начало» (экранизация манга-бестселлера Хироши Такахаши о противостоянии банд старшеклассников, один из четырех фильмов Миике, датированный прошлым годом, выход сиквела намечен на следующий год); сингапурской лентой «Счастливая семерка» (неровный, но крайне любопытный проект: семь сингапурских режиссеров сняли полнометражную картину по принципу игры в «путаницу» -- каждый постановщик продолжал эпизод, снятый другим, зная лишь, что происходило в последнюю минуту предыдущего фрагмента). Еще в двух фильмах азиатская тема была проявлена опосредовано, как бы со стороны -- в «Идеологии чучхе» политизированного авангардиста Джима Финна под весьма необычным углом рассматривается уникальная северокорейская идеология «опоры на собственные силы», причем в титрах автором сценария (помимо самого Финна) указан великий вождь Ким Чен Ир, чьи тексты обильно цитируются с экрана, а в фильме закрытия «Токио!» три режиссера-«гайдзина» (Леос Каракс, Мишель Гондри, Чун Хобон) пытаются каждый со своей колокольни разобраться в феноменологии японской столицы.

Впрочем, и без избыточного восточного влияния картина современного кинематографа складывалась на фестивале если и не исчерпывающе, то вполне репрезентативно. Большая часть картин не то что бы сенсационна, но относится именно к той категории актуального на сегодня кино, которое вроде бы не бросается в глаза на фоне очевидных артхаусных сенсаций, но к просмотру в равной степени приятно и необходимо. «О'Хортон» норвежца Берта Хамера (у нас он известен прежде всего своим предыдущим фильмом «Фактотум» по Чарльзу Буковски, но лет двенадцать назад запомнился посетителям ММКФ попавшим в тогдашний конкурс блистательным дебютом «Яйца») -- меланхолическая история машиниста тепловоза, который ушел на пенсию и пытается как-то сжиться с ситуацией, когда поутру больше не надо никуда ехать. Хороший, грустный, трогательный (но не слюнявый) фильм, в котором проблемы старости и одиночества (поднимавшиеся, к слову, и в «Яйцах») поданы стоически и без излишнего драматизирования. Конкурсный «Джон Бешеный Пес» (Франция--Либерия--Бельгия, режиссер Жан Стефан Совер) рассказывает (и показывает), как в наши дни в Африке формируются карательные отряды из подростков, которых накачивают амфетаминами, вбивают в неокрепшие головы ницшеанско-самурайские мантры, вооружают «калашниковыми» и отправляют «раздирать и колоть». Зрелище жуткое, мощное, поучительное, но временами слишком уж эстетски «залаченное» -- тем не менее один из безусловно сильнейших конкурсных фильмов. «Доктор Плонк» австралийца Рольфа де Хиира («Плохой мальчик Бабби») -- стилизованная под немую комическую начала прошлого века экстраваганца о путешествиях во времени. «Грязь и мудрость», режиссерский дебют Мадонны Луизы Вероники Чикконе Ричи, по которому абсолютно невозможно угадать режиссера, -- это типичная независимая лента про трех лондонских эмигрантов, парня и двух девушек, снимающих одну квартиру на всех, строящих наполеоновские планы по покорению Запада и вынужденных зарабатывать себе на жизнь всякими сомнительными вещами вроде танцев в стриптиз-клубе и обслуживания пожилых благообразных мазохистов на дому. Главного героя играет (впрочем, в данном случае это не совсем то слово, скорее «проживает роль») Евгений Гудзь, украинский эмигрант и лидер рок-группы Gogol Bordello, известной, мягко говоря, поменьше Мадонны. В нашей ситуации выход «Грязи и мудрости» был бы равносилен тому, что в кинотеатрах появилась, например, кинолента, снятая (допустим) Львом Лещенко о житье-бытье (опять-таки, допустим) группы «Палево». В качестве концепта -- прелюбопытнейшая штука, но особенных художественных достоинств, увы, не наблюдается.

Самой Мадонны на фестивале не было, но большинство создателей показанных картин имелись во всей красе -- и Абель Феррара, и Петер Зеленка, и Берт Хамер, и Мишель Уэльбек (последний представил свой режиссерский дебют, экранизацию своего романа «Возможность острова», но на понимающих зрителей гораздо большее впечатление произвел даже не фильм, а совершенно невообразимая уэльбековская куртка-аляска, с которой он не расставался ни на секунду). Среди гостей был и проведший мастер-класс Эндрю Доминик -- создатель великолепного, но в российский прокат так и не попавшего фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007) с Бредом Питтом. Этот фильм на фестивале так и не показали, но зато была возможность увидеть (а кому и пересмотреть) дебютную картину Доминика «Взгляд изнутри» (2000). Главный герой -- знаменитый австралийский маньяк Марк Брендон Рид по прозвищу Чоппер (его играет тогда еще никому не известный Эрик Бана -- будущий Халк и Гектор из «Трои»), который написал о своей жизни и преступлениях мемуары, ставшие бестселлером. Фильм по нынешним меркам старый, но в концепцию фестиваля вписавшийся идеально: находок, неожиданных ходов и энергетики в нем хватит на полдюжины только-только готовых, с пылу с жару, новинок. Так что даже вчерашнее кино может быть вполне «завтрашним».

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино