Анна Желудь в «Айдан-галерее» представила свой новый проект «Железная свадьба». Серия объектов, выполненных в характерной для Желудь технике (металлическими прутом заданы лишь контуры вещей с соблюдением их реальных размеров), связана с самым «важным» днем в жизни любой девушки, бракосочетанием. Огромный многоуровневый торт встречает зрителя при входе. В глубине зала расположены роскошный
лимузин и рояль, две вешалки: одна с вечерними платьями, другая с нижним бельем, свадебный букет в углу, большая двуспальная кровать и туфельки, небрежно оставленные рядом с кроватью.
Несмотря на контурную технику, Желудь предлагает оценить особо смачные детали: белье украшено кружевом, на торте появляются различные кремовые изыски, а на колесах машины - диски.
Брутальность материала, на первый взгляд, противоречит женственности выбранной темы. Но контурные объекты инсталляции - не просто изображения, а, по замыслу автора, некие постоянные величины будничной реальности. В совокупности же они образуют зарисовку, иллюстрацию к празднику, выполненную графической линией в реальном времени и пространстве. Именно за свой «каркасный стиль», ставший визитной карточкой, Желудь номинировалась на «Инновацию» и получила премию от Stella Art Foundation.
Другой художник поколения next, работа которого «Конструктор» украшает новую винзаводовскую галерею «Старт», - Дмитрий Теселкин. Он за свои художественные достижения премии пока не получил. Что и неудивительно, так как его самостоятельная творческая карьера началась всего четыре месяца назад (до этого он числился в учениках у известного петербургского художника Петра Белого). Главный художественный концепт, разработанный им за это время, - авторский модуль, представляющий собой небольшой прямоугольник фанеры с прорезями для сборки. Из десятков тысяч таких элементов он создает масштабные, тяготеющие к архитектурному макетированию инсталляции.
В глубине узкого, тускло освещенного разноцветными лампочками зала расположено сооружение, схожее с какой-то конструктивистской то ли беседкой, то ли коробкой. В стене сооружения, обращенной ко входу, сделано отверстие, из которого в зал вырывается хаотический поток под различными углами собранных модулей. Впечатление такое, что из ящика Пандоры освободилась древняя, чудовищная сила, понеслась вперед, вспениваясь, но вдруг замерла. Так застывает лава на склоне вулкана, так фотография ловит разбивающуюся о скалу волну.
Представленные на "Винзаводе" работы молодых художников объединяет и оригинальное формообразование с использованием модулей (металлический прут Желудь, прямоугольник Теселкина), и «бедный» материал, и внимание к пространству. Теселкин внутри своего «Конструктора» размещает разноцветные лампочки, свет от которых заполняет пустоты инсталляции, тем самым маркируя их. Ощущение точечных пульсаций энергии делает работу более живой и содержательной. Желудь контурной линией белого цвета задает границы вещи, обозначая пространство внутри и снаружи объекта. Резкие контуры проецируются на покрытые листами железа стены галереи. Акцентируется объем.
В то же время, судя по обеим работам, и Теселкин, и Желудь не защищены от опасности стать заложником найденного приема, чья абсолютизация рискует низвести ценность художественного высказывания до уровня дизайна обыкновенного.