|
|
N°194, 20 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Негазированный спорт
Финансовый кризис может повлиять на модель развития большого спорта в России, особенно на игровые виды, гораздо сильнее, чем президент, премьер и министр спорта Мутко вместе взятые. Если даже с крупнейших российских государственных и частных компаний не снимут политическую нагрузку содержать лучшие хоккейные и футбольные команды страны, возможностей развиваться за счет невообразимого завышения цен на игроков и тренеров становится существенно меньше: по крайней мере до следующего устойчивого подъема цен барреля нефти марки Urals до 110--115 долларов.
Самым уязвимым глобальным проектом с точки зрения путинской модели развития спорта сейчас выглядит Континентальная хоккейная лига. В мире нет и не было примера эффективной хоккейной лиги, существующей, по сути, на деньги одной компании. Пока так живет только КХЛ, которая начала свой первый сезон фактически на деньги империи «Газпрома» и глава которой, заместитель председателя правления газового концерна Александр Медведев, на этой неделе уже просил о поддержке (надо полагать, не о моральной) премьер-министра Владимира Путина.
До сих пор «Газпром» мог позволять себе невероятное ухарство и в футбольных проектах. Взяв в качестве политической нагрузки петербургский «Зенит» с задачей сделать из него клуб мирового уровня, новые хозяева отметились феерическими сделками. Зарплата нынешнего наставника питерцев Дика Адвоката одна из самых высоких в Европе, а заплатить 30 млн евро за переход из московского «Динамо» португальца Дани все равно что купить какой-нибудь «Опель Корса» по цене «Бентли». Кстати, итальянские источники пишут, что «Газпром» намерен купить «Зениту» вместо скорее всего уходящего в конце сезона Дика Адвоката нынешнего наставника «Милана» Карло Анчелотти. Причем итальянские СМИ называют и цифру будущей зарплаты Анчелотти по трехлетнему контракту -- 10 млн евро за сезон. Для сравнения: владелец «Милана» премьер-министр Италии Сильвио Берлускони платит ему 4,8 млн евро.
Надо понимать, что в основе приобретения российскими государственными и частными олигархическими структурами лежали "дикорастущие" сырьевые доходы, росту которых на долгое время пришел конец. К тому же наши олигархи во многом шиковали на западные деньги, поскольку постоянно кредитовались или перекредитовывались в иностранных, преимущественно европейских и американских банках. Теперь приходит конец и этой практике.
Поэтому уже не столь важно, действительно ли на будущий сезон ВТБ уйдет из футбольного ЦСКА, чтобы финансировать столичное «Динамо», а титульный спонсор «Динамо» -- холдинг «Металлоинвест», напротив, будет давать деньги ЦСКА. Важно, что самих финансовых возможностей станет существенно меньше. Тем более что в отличие от тех же клубов британской премьер-лиги (у хозяев которых, кстати, тоже могут начаться серьезные финансовые проблемы, и бурный, почти шизофренический рост зарплат в европейском футболе с большой долей вероятности затормозится на несколько лет) иностранные инвесторы вкладывать средства в российский спорт не торопились и до кризиса.
Иными словами, экстенсивный путь развития за счет бурного роста финансовых вливаний для российского спорта заказан. Даже при явно прослеживающейся после пекинской Олимпиады у российских чиновников моды на советско-китайскую модель большого спорта, подразумевающую постоянные значительные государственные ассигнования. По всем признакам казне придется серьезно помогать деньгами куда более важным для существования государства и благосостояния людей отраслям, чем спорт высоких достижений. Конечно, теоретически можно заставить крупнейшие российские компании продолжать по-крупному раскошеливаться на некоторые спортивные проекты, но это будет напоминать ситуацию с продовольствием в СССР. Москву и еще пару крупных городов снабжали относительно неплохо, а в остальной стране на полках магазинов было хоть шаром покати.
Так что придется учиться вести спортивное хозяйство с учетом ограниченных финансовых возможностей даже там, где они еще полгода назад казались практически неограниченными. В любом случае «все купить» точно не получится.
Семен Новопрудский