|
|
N°57, 02 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Весьма доходное тело
Фитнес-индустрия переживает очередной бум
По самым скромным подсчетам, оборот фитнес-индустрии в Москве составляет 200 млн долларов в год. Ежегодно в столице открывается около пяти новых фитнес-клубов. Фитнес-центры будут активно строиться в столице еще много лет, не говоря уж о регионах, где этот рынок вообще не развит и представляет особый интерес для инвесторов.
Фитнес-бизнес один из самых молодых в России. Его родиной считаются США, где фитнес официально появился около 30 лет назад. В нашу же страну он пришел около десяти лет назад, а точнее -- в 1993 году, когда в Москве был открыт первый фитнес-клуб World Class. Но уже сейчас только в столице можно насчитать порядка тридцати центров, предлагающих качественные фитнес-услуги. И как говорят сами работники этой индустрии, сейчас начинается второй бум на рынке фитнеса. Первый был в 1993 году -- с открытием первого центра, когда, по словам очевидцев, за годовым абонементом стоимостью 3,5 тысячи долларов выстраивалась огромная очередь желающих получить комплексную программу по приведению своего тела в порядок. Тогда занятия в фитнес-центрах могла себе позволить только самая обеспеченная часть населения. Сейчас же, когда выборка самых богатых клиентов уже практически сделана, начинается завоевание среднего слоя.
Основных игроков в этом бизнесе не так уж и много. На первом месте стоит сеть из трех клубов World Class, которая насчитывает около 8 тысяч клиентов. А World Class в поселке Жуковка является самым дорогим в России. Годовой абонемент там стоит 4 тысячи долларов. К тому же World Class -- это, как уже говорилось выше, самый первый в России фитнес-центр. В 1996 году на рынке появился еще один сильный игрок -- клуб крупнейшей американской фитнес-сети Gold`s Gym. Всего в мире насчитывается 630 клубов под этой маркой. Возможно, в скором времени, пока есть место в этой нише, в Москве откроется еще один клуб Gold`s Gym. Третий очень крупный игрок -- сеть «Планета Фитнес», считающаяся самой крупной по обороту -- не менее 50 млн долларов в год. И все это благодаря тому, что руководитель компании Ирина Краг создала мощную сеть, насчитывающую одиннадцать клубов. «Планета Фитнес» распространена в Москве и Санкт-Петербурге. А в ближайшее время собирается осваивать и другие крупные города России. Уже сейчас клиентская база у «Планеты Фитнес» одна из самых больших -- около 12 тысяч членов клуба. Кстати, именно с «Планеты Фитнес» началось продвижение более демократичных цен на фитнес-услуги, так как компания почувствовала, что дальше развивать бизнес в верхней нише затруднительно. Открывая в прошлом году два новых клуба, «Планета Фитнес» заманивала желающих заняться фитнесом скидками на годовой абонемент, в результате первые клиенты смогли его купить за 700 долларов. Самым же дешевым из всех «марочных» центров считается «Планета Фитнес» на Варшавской, где полугодовой абонемент можно приобрести за 400 долларов. Однако такая цена сильно сказывается на качестве услуг. Из-за большого наплыва москвичей тренажеры там чуть ли не разваливаются, помещения кажутся душными, да и расположен центр в очень неудобном районе. Винить руководство в таком состоянии клуба нет смысла. Это просто очень красноречивый показатель незаполненности фитнес-клубами демократической ниши.
Стремление заполучить как можно больше клиентов заставляет компании искать неординарные решения. Sport Line открыл на своей территории боулинг-центр, куда могут прийти не только члены клуба. Люди приходят просто покатать шары, а в результате большая часть посетителей, заинтересовавшись происходящими тренировками, становится клиентами Sport Line. Недавно открывшийся клуб "Смоленский Пассаж" сделал ставку на корпоративных клиентов и дает при этом значительные по сравнению с другими клубами скидки. Если цена обычного годового абонемента там стоит 1600 долларов, то собрав группу от пяти человек, можно приобрести абонемент за 900 долларов.
Сейчас пока еще нет особо острой конкуренции на рынке, основные силы руководители прикладывают к попытке сделать свой клуб просто отличающимся от всех остальных. Так, например, Marina Club, который, кстати, в этом мае будет отмечать год со дня открытия, сделал ставку на семейный фитнес. Новый клуб Kimberley Land вышел на рынок сразу для двух ценовых категорий: для обеспеченного населения и для среднего класса. Стоимость стандартного годового абонемента для "среднячков" -- 1950 долларов, а VIP-клиенты должны заплатить за членство 4500 долларов. Правда, имея такую карту, можно бесплатно посещать солярий и неограниченно заниматься с персональным тренером.
Потенциальная аудитория фитнес-клубов в Москве огромна, особенно в спальных районах. Именно на них собираются делать ставку многие главные игроки. А пока на "спальный" рынок активно устремилась компания "Рибок-Россия", которая уже открыла первый в России клуб R-Fitness в районе Хорошево-Мневники. До конца этого года планируется открыть еще четыре клуба. Все они рассчитаны на среднюю нишу, и абонемент там будет стоить чуть ниже, чем у конкурентов, -- от 800 до 1500 долларов. То, что все эти клубы будут заполнены до отказа, ни у кого не вызывает сомнения, так как спрос на фитнес-услуги сейчас в несколько раз превышает предложение. В ближайшее время ожидается увеличение количества фитнес-центров на 30--50%.
Екатерина САШЕНКО