ЦБ разместит на долгосрочном депозите в Газэнергопромбанке 500 млн долл. в связи с покупкой этим банком 100% Собинбанка.
Как известно, об этой сделке было объявлено в среду поздно вечером. Несмотря на помощь регулятора, в обоих банках утверждают, что покупка «Собина» не была акцией спасения кредитной организации, ставшей очередной жертвой финансового кризиса. По словам председателя совета директоров и основного собственника банка Сергея Кириленко, у совладельцев банка были опасения по поводу дальнейшего развития ситуации на рынке.
По словам председателя правления Газэнергопромбанка Михаила Ходурского, покупка «Собина» вполне укладывалась в стратегию развития кредитной организации. «Мы и раньше сотрудничали с Собинбанком, выкупая, например, пул его ипотечных закладных», -- говорит он. По его словам, Собинбанк давно искал инвестора, и когда освободилось место, его занял Газэнергопромбанк. «Вариант объединения двух банков -- самый оптимальный вариант, и ЦБ РФ с пониманием отнесся к ситуации, -- утверждает глава Газэнергопромбанка. -- Слово «спасение» здесь неуместно. Когда была
ситуация со Связь-банком и «КИТ Финансом», тогда уже поздно было пить боржоми, сейчас иначе. Я бы заменил слово «спасение» на слово «поддержка». Глава Газэнергопромбанка полагает, что просто изменилась позиция регулятора, который теперь решил срабатывать не на «спасение», а на «упреждение». Согласно стресс-тестированию, проведенному Собинбанком, при наиболее пессимистичном сценарии банк из-за кризиса мог испытывать проблемы с ликвидностью на сумму 1,5 млрд руб. «Те расчеты, которые мы показали в Центральный банк, и то развитие ситуации, которое могло бы быть, привели ЦБ к тому решению, которое было принято по поддержке», -- сказал г-н Ходурский.
По словам председателя правления Собинбанка Владимира Рыкунова, «Собин» не имеет убытков, дыр в балансе, которые надо закрывать. У банка есть капитал, есть надежные активы, есть пассивная база.
Собинбанк был полностью готов к продаже, весь пакет документов был собран. «Переговоры о продаже с западными инвесторами велись уже давно, и сделка должна была состояться до конца года, но ситуация на рынке изменила планы покупателя», -- утверждает Сергей Кириленко.
Пока новые акционеры решили, что банки будут существовать как отдельные юридические лица и работать в разных нишах. «Это было одновременное и полюбовное обращение в ЦБ, -- говорит Михаил Ходурский. -- Мы рассчитываем, что через месяц-полтора банк сможет стать самодостаточным и кредитовать, а пока мы притормозим кредитование».
По словам г-на Кириленко, в сентябре оттока вкладов из Собинбанка не было, в октябре был небольшой, несколько сотен миллионов рублей. Владимир Рыкунов говорит, что у банка сейчас небольшая просрочка по кредитному портфелю: по ипотеке -- 0,1%, по коммерческим кредитам -- 1,5%, по автокредитам -- 1,9--2%. «Под всю эту просрочку у нас созданы резервы», -- отмечает он. По его словам, этот год банк рассчитывает завершить с прибылью, но она не будет сверхъестественной. Г-н Ходурский заявил, что Собинбанку не потребуется дополнительное финансирование, так как собственный капитал Газэнергопромбанка позволяет ему это сделать самостоятельно, а после завершения кризиса можно будет фондироваться на рынке.