Наперекор кризису подстегнуть социально-экономическое развитие российских регионов путем совершенствования законодательства собрались Министерство регионального развития и комитет Госдумы по делам федерации и региональной политики. Об этом шла речь на вчерашнем «круглом столе» по вопросам социально-экономического развития регионов.
«Специфика современного этапа развития в том, что мы выходим на стратегию долгосрочного развития регионов, основу которой составляет Концепция-2020», -- такой заздравный тезис провозгласил во вступительном слове заместитель министра регионального развития Дмитрий Аратский. В ответ на это президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев попытался вернуть коллег с небес на землю: «Мы все вынуждены работать по долгосрочным программам, которые игнорируют факт кризиса». Г-н Дмитриев подчеркнул, что положение дел на финансовых рынках заставляет менять «макроэкономические прогнозы, инвестиционные планы, бюджеты», и предложил заняться «корректировкой сценариев с заменой оптимистических вариантов на более реалистические и пессимистические». «Перед нами теперь стоит не проблема перегрева экономики, как было до середины этого года, -- увещевал он оптимистов, -- а вопрос эффективной координации при свертывании инвестпроектов. Чтобы, если приостанавливается строительство рудника, не прокладывать туда ставшую ненужной железную дорогу».
Однако участники «круглого стола» не вняли г-ну Дмитриеву, и вся последующая дискуссия велась исходя из докризисных реалий. Собравшиеся единодушно высказались за увеличение доходной базы субъектов федерации и муниципальных образований, а также в целом за предоставление им большей самостоятельности в противоположность общему тренду последних восьми лет. Дмитрий Аратский призвал «исключить недопустимую ситуацию, когда региональная власть отвечает за все вопросы развития территории, но не может на него воздействовать». Прозвучали и призывы усовершенствовать систему межбюджетных отношений: как отметил аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, сегодня в среднем только треть доходов субъекта федерации остается в региональном бюджете, а две трети забирает федеральный центр с тем, чтобы в процессе перераспределения средств вернуть обратно 7--8%.
Однако когда дело дошло до обсуждения конкретных мер, мнения разделились. Дмитрий Аратский предложил для пополнения региональных бюджетов «рассмотреть возможность введения налога на недвижимость». Председатель комитета экономики администрации Волгоградской области Александр Плотников тут же отказался от этого щедрого дара: «Чтобы на селе собрать 1 руб. налога на недвижимость, мы потратим 5--6 руб.». Вместо этого г-н Плотников выдвинул другую идею: «Давайте налог на добавленную стоимость отдадим туда, где эта стоимость и создается!» А директор Центра фискальной политики Галина Курляндская призвала «не закреплять за муниципальными бюджетами налог на прибыль как самый нестабильный».
В итоге участники «круглого стола» рекомендовали правительству
ускорить принятие Концепции совершенствования региональной политики, а также разработать и внести в Госдуму проект закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии». Отвечая корреспонденту «Времени новостей» на вопрос о том, не помешает ли этим планам финансовый кризис, г-н Аратский заявил: «Мы принимаем меры, не давая пожару разгореться».
Впрочем, судя по материалам самого Минрегиона, пожар в провинции если не полыхает, то кое-где уже тлеет. За последние четыре года число регионов с низким уровнем развития выросло с 16 до 28. В группу аутсайдеров попали, в частности, республики Южного федерального округа -- Адыгея, Кабардино-Балкария, Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и Ингушетия, занимающая самое последнее место общероссийского списка. В этих субъектах федерации ВРП на душу населения составляет менее 50% от среднего по стране. В лидерах оказались Москва, Тюменская и Сахалинская области, где уровень ВРП превышает среднероссийский в два-три раза.