При большом стечении народа вчера в восточноберлинском районе Панков-Хайнерсдорф была торжественно открыта мечеть секты «Ахмадия». И хотя многие правоверные не считают адептов этой секты настоящими мусульманами, тем не менее сторонникам увеличения числа мечетей в Германии удалось преодолеть важный психологический барьер. Впервые за послевоенное время купол и минарет возвысились на территории бывшей столицы ГДР, восточноберлинской окраине,
где люди до сих пор неприязненно реагируют на появление в своей среде иных культур и религий.
Секту «Ахмадия», основанную в конце ХIХ века в Южной Азии, многие в Германии сейчас считают антидемократической и даже антисемитской, против строительства ее мечети были массовые протесты. Местные активисты собрали около 22 тыс. подписей противников этого сооружения. Их поддерживали районные власти во главе с христианскими демократами, а также ультраправые националисты из Национально-демократической партии (НПД). Последние угрожали бессменной круглосуточной вахтой протеста вокруг мечети, если она будет построена.
На вчерашнюю церемонию из Лондона прибыл сам халиф (лидер секты и правнук ее основателя) Мирза Масрур Ахмад. Мечеть является воплощением его мечты и последовательно реализуемой программы «Сто мечетей «Ахмадии» в Германии». Власти были представлены мощным нарядом полиции и вице-президентом бундестага, выходцем из прежних восточноберлинских социал-демократов Вольфгангом Тирзе.
Еще накануне стало ясно, что никаких неприятностей со стороны противников не последует. Неонацисты из НПД отказались от запланированной демонстрации, а районные христианские демократы в одночасье демонстративно отреклись от своей негативной позиции и призвали к поддержке последователей ислама вообще и «Ахмадии» в частности.
Главным аргументом против открытия мечети на северо-востоке Берлина было утверждение, что в Панков-Хайнерсдорфе не живет ни одного последователя этой секты. Более того, там вообще почти нет мусульман. Но имам Абдул Басит Тарик, которому вверена данная мечеть, пообещал переселиться в Хайнерсдорф сразу после завершения работ. Мечеть рассчитана на 500 верующих, ныне в Берлине, по данным самой секты, около 300 ее приверженцев. Ранее они пользовались невзрачным жилым одноэтажным домом в западноберлинском районе Райникендорф.
Один из членов общины г-н Иса Муса рассказал «Времени новостей», что место для новой мечети было выбрано неспроста. Вскоре после падения Берлинской стены четвертый халиф «Ахмадии» как раз с ее восточной стороны молился за строительство мечети. «Вот Аллах нам и выискал именно это место для нашей мечети», -- уверен Иса Муса.
Правда, местоположение оказалось не самым респектабельным. Здание выросло в окружении объектов окраинной промзоны между замусоленной закусочной «Кентаки фраед чикен», рынком подержанных машин и автозаправкой. Сверху гудят самолеты, заходящие на посадку в аэропорт Тегель, слышен шум автобана берлинского кольца, расположенного в нескольких сотнях метров. Зато проект обошелся всего в 1,6 млн евро, в центральных районах города за эти деньги не найдешь даже пустого участка земли.
По официальной версии берлинских ахмадийцев, все деньги на строительство храма были предоставлены женщинами. В самом храме они будут допущены до богослужения, правда, для них выделено специальное помещение.
Политической целью «Ахмадии», как утверждают ее здешние оппоненты, является создание халифата, то есть установление исламского порядка во всем мире. Шумные демонстрации местных жителей и акции местных правых политиков проходили под лозунгом "За демократию и права человека, против антисемитизма и исламизма". Более умеренные скандировали: "Мечеть -- ради бога, но не у нас". Теперь страсти стихли, и политики призывают местных жителей проявить "толерантность и открытость миру". Чтобы поддержать ростки терпимости к иным культурам, берлинский сенатор по вопросам внутренних дел социал-демократ Эрхард Кертинг в интервью, опубликованном вчера в газете "Вельт", заявил: "Берлину требуется больше мечетей!"