|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На низком старте
Российские интернет-биржи готовятся к бегу с барьерами
Нынешний год отмечен в Рунете лихорадкой приобретения проектов, нацеленных на развитие его содержания. Будущий станет скорее всего временем инвестиционной гонки за доминирование на рынке торговых порталов B2B (business-to-business -- оптовая торговля).
На сентябрьской выставке e-Commex, посвященной развитию электронной коммерции в Рунете, финансовые эксперты поговаривали даже о создании "вертикально-горизонтального" монстра, который будет "работать на 200 рынках" и получать "бешеные деньги" на абонентской плате.
И на это "свято место" уже есть претендент -- Commerce One (CO). Дорогу на местный рынок американскому тяжеловесу открывает один из крупнейших российских системных интеграторов -- IBS. Холдинг подписал с этим участником "большой тройки" (два других -- Aribas и PurchasePros) специальное соглашение.
После этого российская эпоха строительства в виртуальном пространстве разрозненных отраслевых бирж может закончиться, практически не начавшись. Что произойдет, если IBS удастся убедить две группы вероятных партнеров. "Голубые фишки" -- создать общий котел стоимостью 10--20 млн долл. А интеграторов-конкурентов -- стать дилерами мирового сообщества площадок Global Trading Web, включающего, к примеру, нефтяную, автомобильную и аэрокосмическую биржи.
Возможные конкуренты пока относятся к этому благодушно. Борис Зверев, вице-президент агентства Интерфакс, которое создает сейчас металлургическую и нефтяную виртуальные биржи, сказал газете "Время новостей", что "приход такой солидной компании, как CO, изменит российский рынок и повлияет на ситуацию в порталостроительстве -- меньше станет хаоса, больше цивилизованности".
Интерфакс планирует до конца года запустить две электронные торговые площадки. Нефтегазовую Oil-On-Line.com, в создании которой участвует международный трейдер -- швейцарская Crown Resourses (некоторые эксперты утверждают, что за ней просматриваются интересы российской "Альфа групп"), и металлургическую Europe-Steel.com, где партнерами выступают британская Middlesex и российский "Газпроминвестхолдинг".
Пока реальная конкуренция не началась, почти на всем виртуальном рынке B2B царит обманчивое "благорастворение воздусей и в человецех благоволение". Однако о компьютерном сегменте этого уже не скажешь. Поистине шекспировскими страстями сопровождалось объявление двух проектов, разделенных всего лишь одними сутками.
Сначала о намерении создать торговую площадку заявили PricewaterhouseCoopers (PwC) в партнерстве с российским маркетинговым агентством SK Communications. И тут же были объявлены амбициозные планы схожей по принципам работы и уровню инвестиций (2 млн и 2,5 млн долл. соответственно) системы eMatrix холдинга eHouse, владеющего шестью магазинами электронной торговли.
При всей огромной разнице в "весе" и влиятельности eHouse тут же обвинил PwC в том, что она проанонсировала сырой проект лишь для того, чтобы перейти ему дорогу.
На звание виртуальных бирж претендуют и два проекта, возникших на зерновом рынке. Первый - "Зерно онлайн" (по экспертной оценке, его стоимость равна 200 тыс. долл.) -- был объявлен в апреле. Второй - "Межрегиональная торговая система "Зерно" (уставный капитал 150 тыс. долл.) -- был представлен администрацией Орловской области и инвестиционной группой "Русские фонды" в июле.
Пожалуй, именно на примере зерновых проектов лучше всего видны барьеры, возникающие перед пионерами этого бизнеса в России. Чтобы модели В2В развивались на товарных рынках, необходим полноценный клиринг, т.е. гарантии поставки против платежа. А для этого нужна нормальная логистика -- весь комплекс услуг по хранению и доставке. Кроме того, набор услуг товарной интернет-биржи должен предусматривать страхование рисков и, естественно, онлайновое кредитование. Однако начинать все равно придется с логистики. Без нее получаются не биржи, а "каталогизированные доски объявлений". По словам координатора электронной биржи "Зерно онлайн" Александра Хейфеца, проблемы начинаются уже с хранения товара. Из-за этого даже внешнеторговые компании, экспортирующие подсолнечник, вынуждены посылать на элеваторы западных инспекторов, которые опечатывают хранилища и "каждый день утром, в обед и перед уходом с работы проверяет, цела ли пломба, -- потому что воруют".
На Западе товарные биржи торгуют не реальным товаром, а главным образом расчетными фьючерсами. Но все равно любая биржа имеет свой запас зерна, золота, металла или другого базового товара. И что бы ни случилось, можно прийти и забрать то, что ты купил.
В России фьючерсами (на акции) торгуют разве что на МФБ, да и там объемы торгов мизерные. По мнению экспертов, фьючерс в России заработает только тогда, когда будет реальный рынок базового товара. Только при этом условии люди, инвестирующие в акции, захотят играть и на рынке фьючерсов на зерно, нефть или металл.
Марина Борисова, Александр Левинский