Суд Лазаревского района Сочи вчера вынес приговор
по скандальному делу бойцов местного ОМОНа, в июле 2006 года устроивших «зачистку» одного из пансионатов, в результате которой было избито почти 30 отдыхающих. В мероприятии, которое руководство милиции поначалу называло «профилактикой по противодействию терроризму», участвовало несколько десятков спецназовцев, но на скамье подсудимых оказались только восемь, особо «отличившихся» в издевательствах и пытках над людьми. Все они были признаны виновными и приговорены к лишению свободы на срок от двух с половиной до пяти лет.
История, благодаря которой сочинский ОМОН «прославился» на всю страну, произошла в ночь на 19 июля 2006 года в оздоровительном комплексе «Дружба», расположенном на берегу Черного моря в поселке Нижнее Макопсе в Лазаревском районе Сочи. Согласно материалам дела, около 11 часов вечера стражи порядка прибыли на четырех «УАЗах» и автобусе к территории пансионата и приказали сторожу открыть ворота. Сторож и стал первой жертвой «борьбы с терроризмом». За отказ его жестоко избили, после чего омоновцы прошли в пансионат и взялись уже за отдыхающих.
Ворвавшись в местное кафе «Оазис», бойцы ОМОНа положили всех присутствующих, включая детей и женщин, на пол и стали избивать мужчин. Били дубинками, стульями, электрошокерами, руками и ногами. Чуть позже стражи порядка женщин отпустили, а всех остальных, включая и детей, отволокли на расположенный рядом пляж. Попутно омоновцы прошлись по одному из корпусов пансионата и, подняв с кроватей, «доставили» на пляж всех других попавшихся им под руку мужчин. После этого на пляже отдыхающих снова долго били. Затем их погрузили в автобус и доставили в местный отдел милиции. Отпущены все были только под утро, причем с каждого под угрозой дальнейшего избиения взяли расписку, что насилия к ним не применялось и претензий к милиции они не имеют. Официально задержание отдыхающих и несовершеннолетних оформили под тем предлогом, что они якобы оказали сопротивление законным требованиям милиции.
Однако уже утром того же дня разгорелся скандал. Инициаторами его выступили родители «задержанных» подростков, которых из милиции им выдали со следами зверских побоев. Первым делом они отправились к врачам за помощью (двоих подростков, 15 и 17 лет, пришлось госпитализировать), а оттуда прямым ходом в прокуратуру. Поскольку пострадавших набралось несколько десятков, началось расследование. Поначалу в УВД Сочи настаивали, что ничего необычного не произошло -- мол, ОМОН проводил профилактическую операцию против террористов и задержаны были лишь те, у кого при себе не было документов. Но уже через несколько дней и местная милиция, и ГУВД Краснодарского края были вынуждены признать, что омоновцы «перестарались». А чуть позже стало известно, что и никакой «профилактической операции» в пансионате не было. Просто днем ранее двое бойцов ОМОНа, отдыхая в кафе, приставали к женщинам, чем спровоцировали драку, а потом решили «отомстить».
Процесс над участниками «антитеррористического рейда» начался в октябре прошлого года. На скамье подсудимых оказались восемь бойцов ОМОНа, им вменили превышение полномочий, побои и угрозу убийством. Пострадавшими по делу были признаны 29 человек. В итоге суд согласился почти со всеми доводами обвинения.
Бывший помощник начальника штаба сочинского ОМОНа капитан Михаил Пруидзе был приговорен к двум с половиной годам колонии-поселения. На оглашении приговора из-за болезни он, кстати, не присутствовал. Бывший старший инспектор группы информации и документирования Алексей Королев и механик-водитель Владимир Забейворота получили по три года колонии, милиционер-боец Владимир Зубенко, милиционер-снайпер Алексей Петренко, младший инспектор-снайпер Алексей Езерский -- по три с половиной года каждый, милиционер-боец Игорь Пименов -- четыре с половиной года колонии. Максимальное наказание -- пять лет колонии и штраф в 30 тыс. руб. -- суд назначил милиционеру-бойцу Максиму Ожгихину. Из осужденных, однако, никто вину не признал.
"Приговор правильный. Все по закону. Я думаю, что люди, работающие в правоохранительных органах, десять раз подумают, прежде чем совершать противоправные действия", -- сказала мать избитого омоновцами подростка Людмила Оадамян. "Я искренне считаю, что приговор послужит уроком для сотрудников милиции", -- сказал адвокат потерпевших Николай Шаховалов.