Время новостей
     N°57, 02 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2002
Если б молодость знала
В Москве открылся музыкальный фестиваль ArsLonga
Нынешний фестиваль, окрещенный красивым латинским титулом, уже второй по счету. Первый, прошедший прошлой весной, кажется, никто, кроме его участников, не склонен был воспринимать слишком серьезно -- по той простой причине, что главе фестиваля, пианисту Ивану Рудину, к тому времени исполнилось восемнадцать лет. Когда же год спустя словосочетание ArsLonga вновь замелькало на афишах, да еще в компании с лейблами известных фирм в качестве спонсоров и эмблемами посольств Норвегии и Германии в качестве партнеров, это уже мало было похоже на придумку тинейджера. Скорее напоминало солидное мероприятие, которое рождается на свет усилиями целой команды опытных профессионалов.

Самым комичным моментом в этой истории является то, что команда эта состоит из одного единственного человека -- самого Ивана Рудина. Девятнадцатилетний глава фестиваля уже сейчас может сделать то, чего так и не научились делать многие его старшие коллеги, -- грамотно составить бизнес-план, найти спонсоров, организовать неплохой пиар, пригласить сверстников из зарубежья. Причем все это делается им без помощи специально обученных людей и покровительства именитого отца -- виолончелиста Александра Рудина, который, вероятно, сам удивляется ловкости и сноровке собственного чада. На вопрос, как ему все это удалось, Рудин-сын скромно отвечает: «Было бы желание, а деньги найдем». Правда, процесс нахождения денег и вся организаторская суматоха для удачливого создателя ArsLonga, кажется, представляются более интересным занятием, нежели сам фестиваль. По-другому не объяснишь тот факт, что программы концертов представляют собою типичную сборную солянку, где нежный Моцарт соседствует с каким-нибудь одиозным американским авангардистом, а первое отделение нежданно-негаданно затягивается на два часа. Во всем этом проявляется истинная студенческая натура Рудина и других участников ArsLonga. На самом деле им не так часто удается в чем-то поучаствовать -- ведь жизнь консерваторских студентов (а костяк фестиваля составляют именно они) бедна событиями, и такой фестиваль подчас оказывается единственной возможностью, чтобы заявить о себе. Поэтому они все стараются играть как можно больше -- не важно что, главное -- играть. И на сцене они проявляют себя с самой лучшей стороны. Завсегдатай «парадных концертов» в Большом зале Консерватории, случайно зашедший в Рахманиновский зал, с удивлением бы обнаружил, что в стройных рядах молодежи есть блестящие опытные профессионалы -- вроде чудесного альтиста Даниила Гришина или филигранной пианистки Татьяны Мичко. Они тасуются в ансамблях, иногда удачно, иногда не очень, забывая о времени и терпении публики. Что такое фестиваль, они пока представляют себе очень смутно, -- поэтому походить к ArsLonga с такими же критериями, как, например, к «Декабрьским вечерам», глупо, -- больно неопытна молодежь. Пока что амбициозный замысел явно уступает воплощению, но молодость, по вине которой и происходят все несуразицы, -- тот недостаток, который быстро проходит.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ