|
|
N°57, 02 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кому мать родна
Сегодня келперы богаче жителей метрополии
«Война спасла Фолкленды, аргентинское вторжение было нам на благо», -- так говорят сегодня островитяне, в шутку предлагая воздвигнуть монумент с надписью «Спасибо, Гальтиери». 20 лет назад эти забытые богом и империей острова в Южной Атлантике переживали агонию запустения. Единственный бизнес -- овечья шерсть -- загибался из-за низких цен, люди не видели перспектив, эмигрировали. 255 британских жизней и почти 4 миллиарда фунтов, потраченных на ведение боевых действий (в среднем по 2 миллиона на каждого келпера -- так зовут жителей Фолклендов), разительно изменили ситуацию.
До войны вся земля на островах принадлежала нескольким землевладельцам, жившим в Альбионе, прибыли от торговли овечьей шерстью оседали в Лондоне, зависимость жителей от заморских шерстяных баронов была почти феодальной: наемных работников наказывали даже за употребление алкоголя. Сегодня, по данным газеты The Observer, жители островов в среднем на треть богаче британцев (годовой доход на душу населения на Фолклендах 21 тыс. фунтов, в метрополии -- 16 тыс. фунтов). В пользовании 2300 островитян (из них по крайней мере шестеро -- миллионеры) 1200 дорогих джипов, есть «Роллс-Ройсы», «Ягуары» и «Порше». Больший, чем в Великобритании, процент жителей имеет доступ в Интернет, некоторые дома в столице Порт-Стэнли дороже полумиллиона фунтов.
Сразу после войны на островах была проведена аграрная реформа, келперы впервые смогли получить землю и разводить собственных овец. Но не цены на шерсть стали основной причиной неожиданно свалившегося благосостояния. После войны Британия установила вокруг островов экономическую зону, а эти районы являются богатейшими в мире по запасам кальмара. Если до 1982 года иностранные, в том числе и советские, рыболовные суда промышляли кальмара в этих водах совершенно безнаказанно, а местные жители полностью отдавали себя овцеводству, то сегодня продажа лицензий на вылов моллюска и появившиеся на островах собственные флотилии сказочно обогатили местных жителей. Бюджет островной администрации давно не знает дефицита, из него оплачивается в частности обучение молодежи в университетах Британии (два раза в год бесплатный авиаперелет на родину и обратно), часть отпуска за рубежом, лечение тяжелых больных в метрополии. Сегодня острова экономически независимы от Лондона во всем, кроме обороны: военный гарнизон (2 тыс. человек) на Фолклендах ежегодно обходится британской казне в 70 млн фунтов.
Совсем недавно после трехлетнего сопротивления келперы согласились наконец выполнить подписанное правительствами двух стран соглашение о строительстве мемориала павшим аргентинцам на воинском кладбище в Дарвине, в 130 км от столицы. Проект сооружения они одобрили лишь при условии: уменьшить в два раза (до 3,5 метра) размер креста и указать на памятнике «только имена погибших, без их званий и родов войск». «Я обещал не подавать руки аргентинцам, пока они не откажутся от претензий на острова», -- говорит журналистам газеты Clarin из Буэнос-Айреса местный житель Эрик Госс. Рядом с ним на стене бара надпись «Гражданам Аргентины здесь не рады».
Резолюция ООН по деколонизации давно требует от Лондона уступить острова Аргентине, и по большому счету к началу 80-х годов британские власти склонялись к тому, чтобы выполнить это требование. Оставалось только придумать, как переубедить небогатых жителей островов, категорически не желавших менять британское подданство на аргентинское гражданство. Сегодня же, после пролитой крови и потраченных огромных денег, благополучные фолклендцы разве что в кошмарном сне могут представить себе присоединение к охваченной экономическим кризисом Аргентине.
Андрей ЗЛОБИН