Время новостей
     N°192, 16 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2008
Игры в развитие
Минрегион может не победить на Олимпиаде
Вице-премьер российского правительства по подготовке к Олимпийским играм 2014 года в Сочи Дмитрий Козак рассказал вчера о своих планах в новой должности и о том, как он представляет себе будущее Министерства регионального развития России, которое возглавлял чуть больше года.

Хотя функции нового вице-премьера и его бывшего ведомства пересекаются, г-н Козак, видимо, планирует заниматься олимпийскими делами и курировать работу Минрегиона не собирается. Об этом он прямо сообщил, представляя сотрудникам министерства их нового шефа Виктора Басаргина, когда тот выразил надежду, что г-н Козак продолжит участвовать в судьбе этой структуры исполнительной власти. «Курировать не буду, помощь буду оказывать», -- отвечал вице-премьер.

Г-н Козак заверил, что в своей новой должности он не собирается отнимать у Минрегиона каких-либо полномочий, связанных с будущей Олимпиадой: «За подготовку как отвечал Минрегион, так и будет отвечать, -- объяснил вице-премьер. -- Просто у подготовительной работы есть два аспекта -- спортивный и строительный. Строительный аспект касается непосредственного строительства олимпийских объектов и инфраструктуры, а спортивный -- деятельности оргкомитета и, соответственно, проведения Олимпиады».

Какой аспект -- строительный или спортивный -- останется Минрегиону, понять не так уж просто: за несколько секунд до этого пояснения сам же Дмитрий Козак сказал, что «будет курировать олимпийскую стройку и все, что с этим связано». «Наша задача -- обеспечить качественную подготовку, и главное -- в срок, -- сказал олимпийский вице-премьер.-- Работа будет проходить под правительственным контролем и контролем Международного олимпийского комитета». Получается вроде бы, что Дмитрий Козак хотел бы курировать и строительную, и спортивную составляющую, причем исполнителем останется Минрегион, а он -- одним из контролеров. Но и контроль для вице-премьера не главное. «Главное -- не пристальный контроль, а результат и чтобы мы осознавали свои функции», -- резюмировал он.

Хотя осознание функций, кажется, окончательно еще не наступило, Дмитрий Козак, по-видимому, возвращается в знакомое ему по трем годам работы в должности президентского полномочного представителя в Южном федеральном округе амплуа «кризисного управляющего», который один может разобраться в ситуации, зашедшей в тупик. Когда-то Дмитрий Козак ездил уговаривать бесланских женщин разблокировать федеральное шоссе, на котором они требовали справедливого расследования гибели своих детей в результате теракта 1--3 сентября 2004 года, или карачаевских демонстрантов, штурмом взявших дворец президента Карачаево-Черкесии. Теперь его ждут недовольные жители Сочи, протестующие против попыток олимпийских строителей согнать их с занимаемой ими земли. «Конечно, буду там, -- обещал вице-премьер. -- Нам необходимо быть рядом с людьми, чтобы разрешить все спорные ситуации в этом вопросе».

Дмитрий Козак заверил, что правительство выкупит все интересующие его участки под строительство «по рыночной цене» -- «но не по спекулятивной». Вице-премьер обещал проанализировать рынок и предложить каждому «достойную цену», которую, впрочем, можно будет обжаловать в суде и теоретически добиться ее увеличения.

Что касается Минрегиона, то в нем, по мнению Дмитрия Козака, все останется без существенных изменений и нового перераспределения полномочий не произойдет. Это подтвердил и преемник г-на Козака в министерском кресле Виктор Басаргин, бывший заместитель полпреда президента в Уральском федеральном округе: «Все будет происходить эволюционно, никаких резких изменений в работе министерства происходить не будет». Дмитрий Козак считает, что менять что-либо в структуре и наборе функций Минрегиона не надо: «На самом деле все это время с прошлого года мы занимались тем, чтобы создать систему, которую не надо менять, чтобы она была эффективная, и сегодня создана достаточно эффективная система».

Министерство регионального развития России было создано в сентябре--октябре 2004 года, и его сразу же возглавил бывший губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, который в тот момент был как раз полпредом президента России в ЮФО. Поскольку в ЮФО после трагедии Беслана назначили Дмитрия Козака, пришлось срочно подыскать для г-на Яковлева новое место работы, каковым и стал Минрегион. В течение трех последующих лет ведомство было чем-то средним между упраздненным Министерством по делам национальностей и Министерством экономического развития, которому, по идее, было сподручнее заниматься региональными инвестиционными проектами и прочими аспектами процветания российских провинций.

Осенью 2007 года Дмитрий Козак завершил свою работу в ЮФО и снова сменил Владимира Яковлева, на сей раз уже окончательно отправившегося в отставку. С приходом г-на Козака Минрегион стал «распухать» на глазах: к его функциям отнесли и национальную политику, и жилищно-коммунальную реформу, и реализацию в регионах России федеральных целевых программ, которые до этого уж точно курировались МЭРТ. Пропорционально росту объема полномочий Минрегиона рос, как казалось, политический и аппаратный вес самого г-на Козака, который вдруг сумел вдохнуть жизнь в это странное ведомство, в первые три года своего существования остававшееся, по сути, тихим местом кадровой ссылки г-на Яковлева.

Пессимисты сразу же стали предупреждать о чрезмерном расширении функций Минрегиона, оптимисты уверяли, что такой энергичный менеджер, как Дмитрий Козак, справится с любым объемом полномочий. И вот объем полномочий остался, а г-н Козак, кавказский опыт работы которого действительно свидетельствует о наличии управленческого таланта, ушел на должность вице-премьера по Олимпиаде и пообещал своему преемнику всего лишь «оказывать помощь». Несмотря на бодрые заверения бывшего и нового министров, есть основания полагать, что небывалый взлет Минрегиона в системе федеральных органов исполнительной власти будет прерван с уходом Дмитрия Козака и уже в обозримом будущем ведомство подвергнется реорганизации.

Пока же г-н Козак предложил лишь расширить штат Минрегиона в связи с тем, что он курирует значительную часть сотрудничества с Южной Осетией и Абхазией, независимость которых Россия признает с 26 августа 2008 года. Г-н Козак хочет, чтобы Минрегион помог Южной Осетии «принять необходимые акты», чтобы расплатиться с организациями, принимавшими участие в восстановлении столицы этой республики, и утвердил «комплексный план развития Южной Осетии и Абхазии» -- хотя ни Южная Осетия, ни Абхазия российскими регионами пока не являются.

Уже завтра коллегия Минрегиона намерена утвердить комплексный план развития Южной Осетии. Заседание обещает быть не из простых, потому что даже у представителей самой республики есть разные точки зрения на приоритеты и процедуру оплаты этого самого развития.

Иван СУХОВ